Можно утверждать, что мы переживаем период возрождения голлизма, но с двумя небольшими отличиями. Во-первых, на этот раз речь идет не о величии Франции, а о сердцевине Европы. Во-вторых, сегодня не столько политические лидеры, сколько интеллигенты размахивают знаменем самобытности Европы, настраивая ее общественное мнение против Америки.
Юрген Хабермас и Жак Деррида считают, что они, подобно Шарлю де Голлю, находят в общественном мнении поддержку своей позиции. При этом они говорят о том, что 15 февраля 2003 года в больших европейских городах были организованы манифестации против войны в Ираке и против Джорджа Буша. Оба философа опираются в своих доводах на Иммануила Канта. В частности, Хабермас говорит о «кантовской надежде на мировую политику».
Таков их ответ на позицию американского неоконсерватора Роберта Кагана, который в своем знаменитом памфлете «Могущество Америки и бессилие Европы» называет Иммануила Канта философом-королем Европейского союза (Каган имеет в виду выдвинутый Кантом тезис о том, что устойчивый мир может быть достигнут только посредством добровольного союза государств, каждое из которых имеет республиканскую форму организации и представительное правление - прим. пер.). Хотя хорошо известно, что сам Кант придавал мало значения философам-королям, потому что, по его мнению, «обладание властью неизбежно искажает свободное суждение разума".
В потретах, нарисованных Хабермасом и Каганом, а именно - в образах интеллигента-евроголлиста и американского неоконсерватора - с трудом можно увидеть отражение идей великого мыслителя эпохи Просвещения, которым был Кант. «Европейцы, - пишет Каган, - перешли от мира анархии к кантианской идее устойчивого мира». Философ из Кенигсберга не мог предполагать, что идеи, отраженные в его трактате "К вечному миру" (Zum ewigen Frieden, 1795), получат такую интерпретацию. Нет, оба автора спутали Канта с мечтателем Руссо.
Подобно Канту, мы хотим гражданского общества. Обновленная Европа может способствовать достижению этой цели. Впрочем, у этой Европы будут не те черты, которые Хабермас ей приписывает. Обновление Европы необходимо. Но оно никогда не осуществится, если мы будем говорить о самоопределении Европы на основе антиамериканских лозунгов. Любая попытка настроить Европу против Америки не будет служить объединению Европы, а будет ее разделять. Это в лишний раз показала история иракского кризиса.
Хабермас интерпретирует антивоенные демонстрации 15 февраля как единый ответ европейских народов «заявлению о лояльности Бушу», которое ранее опубликовали восемь глав государства и правительств во главе с Хосе Мария Азнаром и Тони Блэром. Такая интерпретация ошибочна по трем причинам: во-первых, потому что демонстрации не были фактически реакцией на «письмо восьми». Во-вторых, потому что это письмо было больше признанием западных ценностей и трансатлантических отношений, а не признанием заслуг Джорджа Буша. В-третьих, потому что письмо стало лишь реакцией на франко-германскую инициативу, направленную против второй резолюции ООН по Ираку. Таким образом, эта попытка «передового европейского ядра» не объединила Европу, а разделила ее.
1 мая 2004 г. Евросоюз будет насчитывать в своих рядах 25 стран Европы. Спустя 15 лет, прошедших после создания бреши в железном занавесе, мечта становится реальностью. Мечта о воссоединении Европы, спасении Европы, или, как это недавно сформулировал президент Джордж Буш-старший, о «единой и свободной Европе». Но Европа пока еще не полностью едина: пока не все страны континента вступили в Евросоюз. Но впервые в истории создано единое сообщество государств, обладающих равными политическими и экономическими правами. Такого объединения не существует ни на одном из других континентов. Европейские государства хотят заключить конституционный договор. Так что днем создания единой Европы должен стать день 1 мая 2004 года, который нас объединяет, а не день 15 февраля 2003, который разделил нас.
Принципы, на основе которых новые страны должны вступать в Евросоюз, отражены в 1993 году в Копенгагене. Эти «копенгагенские критерии» требуют от стран-кандидатов, прежде всего, создания стабильных демократических институтов, соблюдения прав человека и защиты меньшинств. К этому нужно добавить нормы рыночной экономики, а также независимость Центрального банка.
Новая Зеландия и Канада (и некоторые штаты США) находятся ближе к «европейской общественной модели», чем некоторые европейские страны. Однако известно, что в Европе имеется большое разнообразие моделей, функционирующих на основе демократического капитализма. Европейским странам предстоит выполнить главную задачу, сформулированную Адером Тернером: «Объединить динамичную экономику и освободительное действие частного предприятия с устремлениями общества".
* Ральф Дарендорф (род. в 1929 г.) известный социолог и политический деятель, один из видных представителей теории социального конфликта. Бывший ректор Лондонской школы экономики, бывший госсекретарь в правительстве канцлера ФРГ Вилли Бранта. С 1974 года проживает в Великобритании, является членом британской Палаты лордов. Основные произведения: "Soziale Klassen und Klassenkonflikt in der industriellen Gesellschaft" (1957), "Gesellschaft und Freiheit" (1961), "Pfade aus Utopia" (1967), "Homo Sociologikus" (1973).
* Тимоти Гартон Эш - известный политолог, директор Центра европейских исследований, в Колледже св. Анония Оксфордского университета