11 июля 2003 года. В последнее время президент Буш-младший (George W. Bush) достиг больших успехов в убеждении союзников Соединенных Штатов в том, что перспектива попадания оружия массового поражения (ОМП) в руки террористов представляет самую серьезную угрозу для глобальной безопасности. Однако г-ну Бушу-младшему все еще не удается заставить понять это отдельных чиновников своей администрации и некоторых республиканцев в конгрессе США. К тому же временами кажется, что он не прилагает к этому серьезных усилий.
Об этом свидетельствуют слушания в конгрессе США по вопросу об ассигнованиях на Совместную программу снижения угрозы (Cooperative Threat Reduction Program), которую в 1992 году предложили в то время сенатор Сэм Нанн (Sam Nunn), демократ от штата Джорджия, и сенатор Ричард Лугар (Richard G. Lugar), республиканец от штата Индиана. На протяжении 11 лет эта инициатива фокусируется на уничтожении самых больших и наименее защищенных запасов ОМП в мире, которые находятся не в Ираке или в Северной Корее, а на территории бывшего Советского Союза.
Ассигновав на эту программу за десятилетие меньше, чем было потрачено только в этом году на противоракетную оборону, Соединенные Штаты сумели уничтожить более 6000 ядерных боезарядов. В России остаются огромные количества ядерных боезарядов и ядерных материалов оружейного качества, а также десятки тысяч тонн химического оружия.
Однако, хотя администрация США и отказалась от своего первоначального намерения "зарезать" совместную программу, ее поддержка этой программы, в особенности, в Пентагоне, остается слабенькой. Администрация США попросила содействия в финансировании программы у других богатых стран, но не довела обязательств США до уровня, который позволил бы адекватно снизить угрозу.
Представители американской администрации в основном предпочитают отмалчиваться, в то время как республиканцы в палате представителей конгресса США многие годы продолжают свои попытки "подрезать крылья" этой программе. В этом году председатель комитета палаты представителей по делам вооруженных сил конгрессмен Дункан Хантер (Duncan Hunter), республиканец от штата Калифорния, объявил эту программу "неконкретной, несфокусированной и обреченной на неудачу"; он затем предложил поправки в закон об ассигнованиях на оборону, которые ведут к резкому сокращению ассигнований на ряд критически важных проектов.
Наиболее важным из них является строящийся в российском городе Щучье завод по уничтожению химического оружия, который позволит уничтожить тысячи тонн смертоносных отравляющих веществ (ОВ) нервно-паралитического действия. На расположенном поблизости складе хранится пугающий арсенал из 1,9 млн. артиллерийских снарядов, снаряженных ОВ нервно-паралитического действия. Террорист, которому удалось бы достать всего один такой снаряд, смог бы уничтожить до 100000 человек.
В следующем году администрация запрашивает 200 млн. долл. на этот проект, который финансируется международным консорциумом, куда входят европейские правительства и Россия. Но возглавляемый г-ном Хантером комитет сократил ассигнования на 29 млн. долл. и обусловил использование значительной части оставшейся суммы многими оговорками, которые могут помешать вообще использовать какие-либо фонды.
Г-н Хантер указывает на то, что два других проекта уничтожения российского ОМП, имеющие отношение к ракетному топливу и к ракетным двигателям, страдают от плохого управления, что привело к бесполезному растрачиванию десятков миллионов долларов из американской казны. Но предложенное им лекарство практически заморозит проект, который, по всем меркам, продвигается относительно эффективно и который имеет целью устранение серьезной опасности.
Белый дом выступил против внесенных г-ном Хантером поправок, поддержав вместо них предложенный сенатом вариант этого законопроекта, который сейчас обсуждается на согласительной комиссии. Советник по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) заявила конгрессу в мае, что "продолжение работ на объекте 'Щучье' крайне важно для возможно более быстрого устранения угрозы распространения ОМП, которую представляют российские ОВ нервно-паралитического действия".
В мире после 11 сентября одного этого сообщения должно бы хватить, чтобы убедить председателя-республиканца комитета палаты представителей, занимающегося вопросами национальной обороны. То, что этого, очевидно, было мало, свидетельствует, что президент, сделавший защиту от ОМП своим безусловным приоритетом, пока еще не сумел преодолеть обструкционизм высокопоставленных членов собственной партии.