Когда Роман Абрамович приобрел футбольный клуб "Челси", по всему миру началась охота за информацией об этом скрытном российском мультимиллиардере. Кто же он - Роман Абрамович?
Из штаб-квартиры с видом на Кремль на другом берегу Москвы-реки, Абрамович контролирует империю, состоящую из нефтяных и алюминиевых компаний, мясоперерабатывающих и фармацевтических предприятий. В совокупности стоимость его имущества оценивается в 6 миллиардов фунтов стерлингов.
С верхнего этажа своего купеческого дома, построенного в 19 веке, он руководит Чукоткой, находящейся на расстоянии около 4000 миль, в Сибири.
Однако в интервью, данном газете "The Telegraph", Абрамович утверждает, что у него нет имперских амбиций: "Я не хочу быть Наполеоном. Я просто упорно работаю, я прагматик". О себе он говорит как о "семейном человеке", отце пятерых детей (которых он намеревается обучать в Великобритании, так как "в Англии есть многовековой опыт превосходного образования").
Собираясь на отдых, он садится в собственный "Боинг-767" и летит на свою виллу в Ниццу. Раз в месяц он летает в противоположном направлении, на Чукотку, где пристанищем ему служит двухэтажный деревянный дом. Так же у него есть большое владение под Москвой и еще одно в южной Англии, в графстве Суррей.
Абрамович не пьет и с отвращением относится к курению. Он считает себя "в первую очередь евреем, и во вторую - русским", что не является чем-то необычным.
Несмотря на притеснения евреев в советскую эпоху (а, возможно, и благодаря им), большое количество представителей новой российской бизнесэлиты - евреи. В их число входят Виктор Вексельберг, совладелец нефтяной компании "ТНК", Михаил Фридман, глава "Альфа-банка", Михаил Ходорковский, руководитель самой почитаемой в международных кругах компании "Юкос", а также Борис Березовский. Будучи наиболее могущественным олигархом 1990-х годов, Березовский - сыгравший важную роль в становлении империи Абрамовича - рассорился с президентом Путиным и ныне живет в изгнании в Великобритании.
Несмотря на все его несметное богатство, покупка футбольного клуба "Челси" не соответствует характеру Абрамовича. Он работает, ест и играет только со своими друзьями из "Сибнефти" - компании, которой он владеет. Даже в тесном московском бизнес-сообществе, в котором все друг друга знают, его критикуют за вложение капитала в заморское имущество, а не в российскую экономику. Итак, почему же он поступил таким образом?
Один из его друзей рассказывает: "Как-то он сидел в офисе и вдруг сказал: 'Я люблю эту игру, я люблю этот вид спорта, я люблю эту лигу. Почему бы мне ни приобрести свою собственную команду?'"
Изучив длинный список европейских клубов, он остановился на привлекательной лондонской команде. "Мне нужен клуб, который умеет побеждать в лиге и в Европе, - сказал Абрамович. - Цель - победы. Дело не в зарабатывании денег. У меня есть много других менее рискованных способов заработать деньги. Я не собираюсь выбрасывать деньги на ветер, просто это доставляет мне удовольствие, это будет приносить успех и трофеи".
А почему английский клуб? "Я могу позволить себе летать в Великобританию и обратно на работу в Россию. Мне нравится Англия, я люблю смотреть матчи с участием "Челси"". И, хотя его карманы полны денег, он так и не сказал, сколько он намеревается вложить в развитие клуба.
Как бы то ни было, президент "Челси" Кен Бейтс (Ken Bates) сказал Джеффу Ренделлу (Jeff Randall), редактору отдела бизнеса "ВВС" и одновременно журналисту "The Telegraph", что Абрамович планирует потратить 30 миллионов фунтов стерлингов на покупку новых игроков, и еще 30 миллионов на развитие инфраструктуры.
Он стремится выигрывать, это является характерной доминирующей чертой его жизни в бизнесе. В начале 1990-х годов он настолько успешно консолидировал нефтяной бизнес в Омской области, что, когда Березовский разрабатывал план создания "Сибнефти" - слияния нескольких нефтяных компаний - Абрамович был первой кандидатурой в совет директоров, а затем и на должность председателя.
После бегства Березовского в Лондон, Абрамович стал один распоряжаться и своими, и его акциями. В итоге он превратил "Сибнефть" в крупную часть четвертой в мире нефтяной компании, "ЮКОССибнефть", которой теперь владеют Ходорковский и сам Абрамович.
В результате аналогичной консолидации российского алюминиевого бизнеса возникла компания "Русский алюминий" (Русал), вторая крупнейшая алюминиевая компания в мире, которой в равных долях владеют Абрамович и Олег Дерипаска.
По мнению коллег, Роман Абрамович, несмотря на все богатство и власть, очень скромен. "Первые несколько месяцев я работал в его офисе, - рассказывает один из них. - Я его просто не замечал, думал, это молодой курьер или кто-то в этом роде. Он никогда не сидел за столом, ходил повсюду в джинсах, поедая пиццу и разговаривая с людьми. Он настолько не похож на российских олигархов, что это трудно себе представить".
Союз бизнеса и политики, существовавший при Ельцине, продолжает существовать и при Путине, который как-то сказал: "Я буду держаться на равном удалении от олигархов". Как отметил один олигарх, Путин должен быть сказать: "в одинаковой близости".
Абрамович имеет крепкие отношения с Путиным и старательно хвалит его: "Он хорошо разбирается в вопросах экономики. Ельцин ничего не понимал. Все вопросы за него решало его окружение. Путин же принимает решения сам".
Пост губернатора Чукотки может рассматриваться как средство для укрепления политических связей в стране, где их нехватка может привести к серьезным последствиям в виде недовольства президента; все до сих помнят, что Березовский и другой медиа-магнат, Владимир Гусинский, были вынуждены уехать из страны. Так что Чукотка является политической страховкой, а не циничным развлечением.
Каждый год Абрамович отправляет чукотских детей на отдых на Черное море, и это только одна из благотворительных кампаний, которые он финансирует. Ранее в этом году он купил 30000 домов для тех жителей региона, кто хотел переехать в места с более мягким климатом. "Они были довольны, - говорит Абрамович. - Большинство из них сдали в аренду предоставленное мною жилье и остались на Чукотке".
Абрамович напомнил о Чукотке и в Вашингтоне, предложив построить мост до Аляски. Но вопрос законности прихода олигархов к власти и богатству оказывается сильнее их политических связей. В сознании людей просто укоренилась мысль: российский бизнес и российская преступность - это одно и то же.
Однако в списке российских преступников и подозреваемых, представленных мне швейцарской полицией, я не увидел фамилии Абрамовича.
Во время финансового кризиса 1998 года его конкуренты использовали долговой мораторий, чтобы не возвращать взятые кредиты. Однако, по словам одного иностранного инвестиционного банкира, Абрамович "разбил все копилки, и заглядывал за каждый диван, в поисках денег для выплаты долгов, которые он мог формально не платить".
Относительно своих будущих планов Абрамович говорит нечто обескураживающее: "Когда-нибудь я могу захотеть бросить это все. Не исключаю возможности оставить бизнес и поехать с семьей путешествовать по свету". Это мечта каждого олигарха: накопить денег и отправиться с семьей на своем "Боинге", куда пожелает душа.