У России хорошо получается обманывать чьи-либо ожидания. В следующем месяце будет отмечаться пятилетняя годовщина одного из мрачнейших дней постсоветской истории России: обвал рубля 17 августа 1998 года. Тем не менее сегодня российская экономика выглядит как никогда здоровой. Рост не прекращается, инфляция снижается, во внешней торговле наблюдается положительный баланс, внешний долг снижается, а запасы иностранной валюты растут на глазах. Все это выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой.
Так оно и происходит. Неважно, насколько крепкой выглядит экономика России на первый взгляд - в этой стране никогда не было недостатка в предсказаниях смены роста обвалом.
Даже рост может нести риск. Рост валового внутреннего продукта составляет 6 процентов в год, в то время как инвестиции растут на 14 процентов в год. Это вызывает обеспокоенность некоторых экспертов тем, что экономика растет быстрее, чем нужно. "Российская экономика похожа на культуриста-любителя, использующего стероиды", - говорит Роланд Нэш (Roland Nash), глава исследовательского отдела московского инвестиционного банка "Ренессанс-Капитал". При этом он добавляет: "Однако это все же - культурист, а не труп".
Хоть и шутя, Нэш затронул серьезный вопрос: сможет ли недостаточно развитая Россия продолжать поглощать огромные суммы денег, поступающие в нее. Благодаря высоким ценам на нефть, доходы от торговли растут на 30 миллиардов долларов США ежегодно. Это в свою очередь способствует притоку денег в страну, который в этом году вырастет на 30-40 процентов.
Приток рублей имеет некоторые положительные последствия: он способствует экономическому развитию и увеличивает зарплаты рядовых россиян, чьи реальные доходы растут на 8-10 процентов в год. Однако растет и стоимость товаров и услуг. За последние три месяца рынок ценных бумаг вырос на 40 процентов, а спрос на государственные краткосрочные обязательства настолько велик, что доходность с учетом инфляции по ним упала ниже нуля. Цены на московскую недвижимость за год увеличились на 25 процентов. "В экономике не существует способов разрешить коллизию отрицательных процентных ставок и роста денежной массы на 30 процентов без возникновения макроэкономических проблем", - говорит Роланд Нэш.
Взрывной рост цен на товары и услуги вызывает тревожные параллели с 1997-1998 годами, когда российский рынок резко вырос перед обвалом. То, что пузырь может лопнуть - совсем не исключено. Хорошей новость: сейчас Россия гораздо лучше подготовлена к тому, чтобы справиться с последствиями обвала. Крах 1998 года во многом был связан с завышенным курсом рубля и огромной дырой в государственных финансах. В настоящее время ни одно из этих явлений не наблюдается. К тому же, запасы Центробанка, превышающие 60 миллиардов долларов США, позволят отразить любую атаку на рубль.
Наиболее вероятной причиной кризиса может стать снижение цен на нефть. Тем не менее, не многие ожидают, что цены могут упасть ниже 20-ти долларов за баррель, то есть до уровня, более чем достаточного для обеспечения прибылей российских нефтяных компаний и доходов государства.
Если со снижением цен на нефть можно будет справиться, то что сможет помешать восстановлению? Политика. Первый риск заключается в том, что может произойти какое-либо событие, которое прервет перемирие между бизнес-элитой и президентом Владимиром Путиным, который, как предполагалось всеми ранее, не был сторонником деприватизации имущества олигархов. Это обстоятельство в значительной мере способствовало экономическому росту и стабильности в России. Поэтому у инвесторов был шок, когда в начале июля прокуратура подвергла уголовному преследованию высокопоставленных менеджеров "Юкоса", крупнейшей нефтяной компании России, лидера в области корпоративного управления. Аналитики связывают расследование с политическими амбициями руководителя "Юкоса" Михаила Ходорковского, который сообщил, что будет финансировать на предстоящих выборах в Государственную Думу две партии. Ходорковский уже отходит от политики. Тем не менее, произошедшие события напомнили о рисках, о которых инвесторы уже начали забывать. "Как только кто-нибудь скажет: 'Ну, теперь ясно, что будет дальше', приходится иметь дело с новым сюрпризом", - говорит ведущий экономист московского отделения Всемирного Банка Кристоф Рюль (Christof Ruehl).
Второй риск состоит в том, что Путин может отложить жизненно важные реформы до окончания президентских выборов, которые намечены на март следующего года. Он должен укрепить банковское законодательство, нанести удар по бюрократии, и завершить начатые им налоговую и судебную реформы. Путин не может ждать слишком долго: России кроме цен на нефть нужен и другой толчок для развития. Повтор событий 1998 года маловероятен. Однако даже российский президент должен опасаться сюрпризов, которые могут произойти в России.