После того, как Соединенные Штаты вышли из Киотского протокола, регулирующего вопросы, связанные с глобальным потеплением, судьба этого договора стала зависеть от России, которая, однако, не спешит подписывать его. Некоторые эксперты видят в этом попытку России извлечь максимум экономических выгод от его ратификации.
Россия, никогда не отличавшаяся бережным отношением к окружающей среде, оказалась в центре споров об изменении климата. Киотский договор, который ограничивает выброс в атмосферу газов, вызывающих "парниковый эффект", вступит в силу только после того, как будет ратифицирован странами, выбрасывающими в атмосферу 55 процентов газовых отходов от уровня выбросов 1990 года. В настоящее время Россия является единственным препятствием на пути вступления договора в силу.
Премьер-министр Михаил Касьянов пообещал в прошлом году, что Россия ратифицирует протокол. Однако теперь Москва говорит, что она недовольна теми незначительными суммами, которые получит за продажу своих квот Европе и Японии. Тем временем некоторые из ведущих российских ученых, занимающихся изучением климата, задаются вопросом, остановит ли договор глобальное потепление.
"Россия не против Киотского протокола, однако сегодня у нее нет экономических мотивов для его подписания, - говорит заместитель министра экономики Мухамед Циканов. - Мы надеемся, что наши партнеры перейдут от политических разговоров к экономическим делам".
Позиция России отражает более целенаправленную, экономически ориентированную внешнюю политику, которую Владимир Путин проводит с момента своего прихода к власти. Однако медлительность Москвы раздражает чиновников Европейского Союза, которые заявляют, что будущая экономическая и политическая интеграция с Европой будет зависеть от принимаемых Россией мер по защите окружающей среды.
Если Киотский протокол будет ратифицирован Россией и остальными индустриальными государствами, то этот факт может в будущем вынудить американское правительство пойти на уступки и вновь присоединиться к договору, из которого администрация Буша вышла в 2001 году, заявив, что сокращение выбросов газов в атмосферу наносит ущерб американской экономике.
В нынешней ситуации экономические ставки для России весьма высоки. По условиям Киотского протокола его участники должны сократить выброс в атмосферу углекислого газа и метана до уровня 1990 года - последнего года, когда фабрики и заводы Советского Союза работали на полную мощь. С тех пор промышленное производство и выброс газов снизились практически на треть, что предоставляет Москве возможность продавать освободившиеся квоты странам, желающим превысить свою норму выбросов.
Одно время Москва ожидала получить миллиарды долларов от продажи этих квот Соединенным Штатам. Однако сейчас, когда США вышли из договора, Россия может рассчитывать на гораздо меньшие суммы. По словам г-на Циканова, Россия не проявляет жадность, а просто хочет инвестировать средства в новые энергетически эффективные транспортные системы и электростанции. Россия попросила Японию, Канаду и Европейский Союз предоставить гарантии того, что они будут в первую очередь выкупать российские квоты, и только после этого - квоты других развивающихся стран. Однако, по информации заместителя министра, Россия получила ответ, что подобные договоренности могут обсуждаться только после того, как она ратифицирует договор.
Эти споры подчеркивают трудности, с которыми сталкиваются Россия и Европа в попытках найти общую почву для более тесной интеграции. "Европейский Союз не согласится на общее экономическое пространство с такой страной, как Россия, если не будут существовать общие стандарты защиты окружающей среды", - заявил один из чиновников ЕС.
По словам представителя московского офиса общества "Гринпис" Натальи Олефиренко, до нее доходила информация о том, что США оказывают давление на Россию с целью заставить ее отказаться от подписания Киотского протокола, вследствие чего США не будут пребывать в одиночестве в своем нежелании участвовать в договоре. Г-н Циканов отрицает этот факт, однако признает, что Россия сама рассматривает возможность заключения более привлекательного двустороннего соглашения с США. Однако до настоящего времени, говорит заместитель министра, Америка не проявляет заинтересованности. Официальные представители Государственного департамента США заявляют, что они не обращались к России по поводу Киотского протокола.
Некоторые российские ученые открыто критикуют договор, считая, что он не сделает ничего для предотвращения глобального потепления.
По мнению эколога Сергея Кураева, Россия подпишет договор только в том случае, если он будет поддержан Организацией Объединенных Наций, чье влияние Москва стремится усилить, чтобы противостоять американскому унилатерализму.