Москва, 17 июля 2003 года. "Наезд" по приказу Кремля на крупнейшую бизнес-империю России нарушил хрупкую стабильность этой страны, и некоторые специалисты предостерегают, что эта конфронтация может развиться по спирали в крупный кризис.
В основе ширящегося расследования правоохранительными органами деятельности нефтяного и банковского конгломерата "Юкос" лежат вопросы в отношении дурно пахнущих способов, посредством которых владельцы этого конгломерата - главным образом богатейший человек России Михаил Ходорковский - приобрели свои огромные состояния во время шаманских приватизаций периода 1990-х годов. Это уголовное расследование нарушило существовавшее на протяжении 3 лет перемирие, в котором российский президент Владимир Путин обещал влиятельным воротилам бизнеса простить их прошлые грехи при условии, что те прекратят вмешиваться в политику.
За прошедшую неделю политическая атака на компанию "Юкос" превратилась в гораздо более широкое противостояние с олигархами. "Если мы теперь начнем пересмотр приватизационных сделок, остановить этот процесс будет нелегко, и не исключено, что он приведет к гражданской войне, - заявил откровенный экономический советник Кремля Андрей Илларионов в интервью в понедельник московской радиостанции "Эхо Москвы".
"Это (дело "Юкос") может запросто, как снежный ком, разрастись во всеобщую кампанию против олигархов, которая имеет целью перераспределение или ренационализацию их собственности", - говорит глава независимой аналитической организации "Политика" Вячеслав Никонов. - Есть многие силы, которые выступают за такой подход, включая коммунистов, общественное мнение и спецслужбы. Последний эксперимент с национализацией собственности в 1917 году привел к гражданской войне, в которой погибли 15 миллионов человек. Людям свойственно защищать свою собственность.Российская история учит, что Россия никогда не извлекает уроков из истории".
Конфронтация началась ранее в этом месяце, когда прокуроры арестовали по обвинению в мошенничестве при проведении приватизации в 1994 году Платона Лебедева, одного из руководителей высшего звена компании "Юкос", и вызвали на допрос г-на Ходорковского. Г-н Ходорковский ответил на этот вызов публично, заявляя, что стал жертвой "внутрикремлевской борьбы за власть", и угрожая приостановить снабжение нефтью российских регионов, если государство и дальше станет вести себя "безответственно". Эта перебранка стоила компании "Юкос" снижения ее рыночной капитализации на 20%, или на 5,5 млрд. долл. США.
На прошлой неделе глава Счетной палаты российского парламента и близкий друг г-на Путина Сергей Степашин обвинил другого влиятельного олигарха, Романа Абрамовича, в недоплате налогов на сумму 300 млн. долл. США. При этом подразумевалось, что г-н Абрамович использовал деньги, которые он якобы укрыл от государства, чтобы оплатить нашумевшую покупку британского футбольного клуба "Челси" и профинансировать щедрые предложения ряду ведущих европейских игроков перейти в этот клуб. Г-н Абрамович вот-вот должен слить свою нефтяную компанию "Сибнефть" с компанией "Юкос", в результате чего должна появиться новая, четвертая по величине в мире, нефтяная компания, которая по запасам газа и нефти будет уступать только компании "Exxon-Mobil".
"Мы обратились к Путину с просьбой положить конец этому конфликту", - говорит выступающий от имени большого бизнеса секретарь Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргинс. На прошлой неделе эта группа вручила г-ну Путину письмо, подписанное несколькими ведущими олигархами, которые призывают его отказаться от расследования деятельности компании "Юкос" и начать с ними новый диалог. В письме сказано: "Мы думали, что правила игры установлены, но теперь они оказались нарушенными".
Когда западные магнаты бизнеса переступают закон, суды обыкновенно имеют возможность действовать так, чтобы не провоцировать серьезных социальных последствий. Однако дюжине сверхбогатых людей России недостает правовой легитимности и социального признания, которыми в общем случае пользуются их коллеги в других уголках планеты. Большинство сегодня богаты потому, что в хаотичные 1990-е годы путем незаконных торговых операций с ценными бумагами на основе внутренней информации о деятельности предприятий, подстроенных аукционов и коррумпированных кремлевских связей прихватили себе "жемчужины" советской экономики. Как выяснилось из прошлогоднего опроса россиян независимым фондом "Общественное мнение", половина опрошенных относится к сверхбогатым людям с "ненавистью" или "с раздражением".
Принадлежащий г-ну Ходорковскому банк "Менатеп", например, купил компанию "Юкос" за 168 млн. долл. США, то есть за малую толику ее реальной стоимости, на проводившемся в 1995 году аукционе по распродаже государственных предприятий, который, по мнению большинства специалистов, был подстроен. Другие близкие дружки Кремля также за бесценок приобрели контроль над огромными запасами нефти, других полезных ископаемых России, над секторами промышленного производства и телекоммуникаций.
Эти "олигархи", как их вскоре стали именовать, собрались вместе, чтобы в 1996 году поддержать переизбрание на второй срок тогдашнего российского президента Бориса Ельцина, соперником которого выступал сильный кандидат от коммунистов. Избирательная компания характеризовалась массовыми злоупотреблениями средствами массовой информации и избирательными фондами. После победы г-на Ельцина олигархов вознаградили широким доступом в Кремль, а двое из них - Борис Березовский и Владимир Потанин - были назначены на высокие правительственные должности, которые, по утверждению специалистов, они использовали в интересах своего бизнеса.
Российские олигархи взошли наверх, опираясь на зыбучий политический песок. "1990-е годы были периодом исключительной правовой неопределенности, когда почти всякий российский гражданин мог быть обвинен в чем-то противозаконном", - говорит глава независимой аналитической организации "Панорама" Владимир Прибыловский. - Богатые виновны больше других. А поэтому, когда сегодня прокуроры решают на кого-то 'наехать', это явно политическое решение, а не обеспечение законности".
Специалисты говорят, что атака на компанию "Юкос" не могла произойти без одобрения г-на Путина. Однако президент, что характерно, посылает противоречивые сигналы. В своем выступлении, транслировавшемся по телевидению в прошлую пятницу, г-н Путин сказал, что выступает против "выкручивания рук и тюремных камер" как средства борьбы с экономическими преступлениями. Но он также предостерег, что "за экономические преступления следует наказывать", и обрушился на большой бизнес за лоббирование парламента против поддерживаемых Кремлем законопроектов, например, против повышения тарифов на экспорт природных ресурсов.
Самую сильную озабоченность, говорят специалисты, вызывает то обстоятельство, что г-н Путин, возможно, прислушивается к тем кремлевским группировкам, которые выступают за массовую ренационализацию экономической базы России. Г-н Путин публично обещал ликвидировать бедность, сделать Россию великой военной державой и удвоить за десятилетие объем производства. Однако инвестиции по-прежнему в застое, а темпы экономического роста снижаются. На прошлой неделе, г-н Путин, как представляется, осудил эгоистичную деятельность олигархов, заявив: "Общество, расколотое на малочисленные группировки со своими узкособственническими интересами, не способно сосредоточиться на выполнении крупных национальных проектов".
Даже либеральная партия "Яблоко" хочет разрушить широко раскинувшиеся империи примерно дюжины сверхмагнатов, которые контролируют 70% экономики России. "Мы имеем систему олигархического полукриминального капитализма, и ее необходимо разрушить, - говорит думский депутат от партии "Яблоко" Сергей Иваненко. Он, однако, добавляет, что "репрессивные методы использовать не следует; они заведут нас в тупик".
Многие специалисты считают, что г-н Путин, отличающийся прагматизмом, нажмет на тормоз до того, как нынешняя конфронтация выйдет из-под контроля. Однако, возможно, будет труднее вновь оживить сложившееся с таким трудом мнение, что Россия пережила свой дикий и путаный период 90-х и вступила в эпоху предсказуемой нормальности.
"Этот кризис продемонстрировал, что у России по-прежнему нет стабильности государственных институтов, как нет и системы встроенных сдержек и противовесов, а потому она полностью уязвима от перемен в политике, - говорит председатель правления частного политического фонда "Экспертиза" Марк Урнов. - Решение любой проблемы зависит от воли единственного человека - и этим человеком является президент Путин".