Это был один из тех московских приемов, о котором до сих пор говорят западные банкиры.
В июне 1998 года "Goldman Sachs" арендовал дорогостоящий Дом Союзов - в котором в свое время проходили гражданские панихиды по Ленину и Сталину - для того, чтобы отпраздновать наступление капитализма в России, а также открытие своих новых офисов. Американский банк привез в Москву бывшего президента США Джорджа Буша-старшего (George H W Bush), чтобы тот развлекал российских влиятельных персон. Двумя месяцами позднее Россия объявила дефолт по своим долгам, девальвировала свою валюту и вызвала панику на международных финансовых рынках.
Сейчас, пять лет спустя, не наблюдается такого пышного открытия новых офисов, однако места бизнес-класса в самолетах компании "British Airways", летящих до Москвы, забронированы на несколько недель вперед, пятизвездные отели заполнены, а в ресторанах, в которых поесть стоит 100 долларов США, многолюдно - все это означает, что западные банкиры вернулись в Москву.
Эдвард Кауфман (Edward Kaufman), руководитель отдела инвестиционно-банковских услуг компании "Brunswick UBS Warburg", говорит: "Каждый раз, когда я лечу самолетом "British Airways", я вижу, что в Москву направляются три-четыре новых банкира".
Питер Вайнберг, руководитель "Goldman Sachs International", отмечает: "За прошедшие десять лет Россия неузнаваемо изменилась. Иностранцам трудно понять всю важность этих перемен, однако эти перемены предоставляют огромные возможности как россиянам, так и иностранным инвесторам".
Заграничных финансистов привлекает стабильный экономический рост, составивший в первом полугодии 7,2 процента, возрастающий уровень корпоративного управления, и оживленный рынок ценных бумаг - в то время как остальная Европа пытается преодолеть спад на своих рынках. Их надежды на заключение выгодных сделок подкрепляются такими яркими примерами, как недавнее соглашение, подписанное "British Petroleum" и российской нефтяной компанией ТНК.
Российские компании также стремятся получить определенный капитал на международных фондовых рынках (выпуская там свои акции - прим. пер.), и, кроме того, на следующий год обещано размещение государственных облигаций на 2 или 3 миллиарда долларов.
Западные банкиры проникают на российский рынок тремя путями: обслуживание частных лиц, работа с организациями и инвестиционная деятельность. В последние месяцы Ротшильд, бездействовавший в Москве с 1998 года, вновь начал вести бизнес. "Deutsche Bank" приступил к переговорам о покупке крупного пакета акций Объединенной финансовой группы, стоимость которой достигает 40 миллионов долларов США.
Возвращаются даже те, кто потерял значительные суммы пять лет назад. "Credit Suisse First Boston", зарабатывавший в России миллиарды долларов, однако потерявший в 1998 году 1,3 миллиарда, снова расширяет свою деятельность. "Barclays", чьи убытки составили 250 миллионов фунтов стерлингов, вновь проявляет интерес к России.
Большинство крупных международных инвестиционных банков не решаются предоставлять в Москве полный перечень услуг, и предпочитают держать своих экспертов по России в лондонских офисах, отправляя их в Россию для заключения конкретных сделок. Таким образом банки надеются избежать повторения ошибки 1990-х годов, когда в Москве возникали полунезависимые империи с хромающей дисциплиной.
Однако российские банки видят в этом свой шанс. "Возник даже новый термин, "BA banking", который означает банковскую деятельность, осуществляемую в промежуток между прилетом самолета авиакомпании "British Airways" в Москву и отлетом обратно в Лондон, - рассказывает глава Объединенной финансовой группы Чарльз Райан (Charles Ryan). - К тому времени, как они (международные банки) появятся в России, нас не так легко будет вытеснить с рынка".
В то время как крупные иностранные банки сокращают численность своих работников, московские банки нанимают новых специалистов. "Наблюдается настоящий наплыв иностранных финансистов, прибывающих на работу в российские банки", - говорит Доминик Гуалтиери (Dominic Gualtieri), руководитель отдела ценных бумаг Альфа-банка. По его словам, большинство менеджеров высшего звена Альфа-банка - иностранцы.
Однако, несмотря на все оживление, российский рынок еще недостаточно активен. Западные банкиры сталкиваются друг с другом в коридорах своих клиентов и в ресторанах московских отелей.
Большинство финансистов признают, что в России есть всего несколько десятков клиентов, за которыми следует охотиться. Некоторые допускают, что количество серьезных корпоративных клиентов может быть меньше десяти. По оценкам экспертов, инвестиционные банки могут рассчитывать на доходы в размере 500-600 миллионов долларов США. Это немного, однако ожидается, что в ближайшие пять лет эта сумма вырастет в три раза.
По признаниям финансистов, степень их проникновения на российские рынки будет зависеть от давления, оказываемого президентом Владимиром Путиным на олигархов. А ситуация с "Юкосом" вызывает некоторое беспокойство.