Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Лукойл»: Экологически грязный проект у Куршской косы

Защитники окружающей среды бессильны

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Лукойл» приобрел компанию «Калининградморнефтегаз», а тем самым - и лицензию на освоение месторождения D-6. Как утверждают, под дном Балтийского моря находится линза, содержащая 25 миллионов тонн нефти. В течение 30 лет можно будет добывать 70 000 тонн нефти в год. Это в два раза больше, чем добывается в калининградском регионе в настоящее время. Прежние оценки советских экспертов по поводу слишком высокой степени риска для окружающей среды «Лукойл» считает «преувеличением».

Это одна из биологических жемчужин Балтийского моря. ЮНЕСКО внесла ее в список объектов мирового наследия: Куршская коса, которая протянулась на 100 километров от литовского порта Клайпеда до российского Калининграда. Природный рай в опасности. В конце года российский концерн «Лукойл» собирается начать добычу нефти в 22-х километрах от косы. Балтийское море - мелкий внутренний водный бассейн, в котором обмен воды происходит медленно. «Один единственный прорыв нефти в воду мог бы стать катастрофой», - предупреждает Линас Ваиниус (Linas Vainius) из литовского «Зеленого движения». Он является организатором протеста. К протесту присоединились десятки литовских организаций и исследовательских институтов, зарубежные защитники окружающей среды подписали резолюцию протеста.

Только добиться им ничего не удалось: правительство Литвы не намерено вступать в спор с могущественным «Лукойлом». Его официальная позиция заключается в том, что Москва подтвердила, будто риски для окружающей среды будут исключены - такова его официальная позиция. К тому же скважина на месторождении D-6 «Кравцовское» находится на удалении 6 километров от литовской границы, в российских водах, - тут уж Вильнюс поделать ничего не может.

В 1987 году, еще в советские времена, было все иначе. Населению и местным партийным организациям, благодаря совместному протесту, удалось остановить реализацию плана добычи нефти на месторождении D-6. В 1983 году калининградский энергетический комбинат «Калининградморнефтегаз» сделал там пробное бурение, и уже тогда в воду попали первые 70 тонн нефти. Сравнительно небольшое количество нефти загрязнило тогда 20 километров побережья. Государственная комиссия по расследованию пришла к выводу: проект не в достаточной степени надежен.

Затем в 1995 году «Лукойл» приобрел компанию «Калининградморнефтегаз», а тем самым - и лицензию на освоение месторождения D-6. Как утверждают, под дном Балтийского моря находится линза, содержащая 25 миллионов тонн нефти. В течение 30 лет можно будет добывать 70 000 тонн нефти в год. Это в два раза больше, чем добывается в калининградском регионе в настоящее время. Прежние оценки советских экспертов по поводу слишком высокой степени риска «Лукойл» считает «преувеличением».

Однако эксперты Линаса Ваиниуса подсчитали, что «одна нефтяная платформа при нормальной эксплуатации дает утечку в объеме 140 тонн нефти в год». Большая часть этой нефти окажется на пляжах Куршской косы. Это разгонит туристов, поставит под угрозу места гнездования многих птиц и в целом всю природу.

В концерне «Лукойл» не оспаривают возможность подобной «естественной» утечки нефти. Но нефтяной концерн получил все необходимые разрешения. Однако зеленые Литвы считают, что с этим дело не совсем чисто. Добыча нефти противоречит международным соглашениям о защите Балтийского моря, таким, как «План 21 для Прибалтийского региона» и «Хельсинкская конвенция». Матти Поутанен (Matti Outanen) из финского Министерства по проблемам окружающей среды подтверждает: «Эти крупные компании в России могут вести себя относительно независимо». Они без труда могут преодолевать правовые барьеры.

Между тем, на этой неделе у калининградской части Куршской косы на воде появилась нефть. «Более 300 килограммов» - таковы официальные данные, «40 тонн» - данные российской природоохранной организации «Экооборона». Положение «критическое», делает вывод ответственное лицо из МЧС. Представители «Экообороны» утверждают, что нефть вытекла с буровой платформы «Лукойла». Органы власти видят в качестве причины ее появления затонувший в мае в водах перед Борнхольмом китайский танкер "Fu Scan Hai". Установить причину должно теперь исследование взятых проб.