В прошлом месяце израильская газета «Haaretz» сообщила, что в беседе с премьер-министром Палестины Махмудом Аббасом (Mahmoud Abbas) Джордж Буш (George W. Bush) признался в том, что, начиная войну в Афганистане и Ираке, он руководствовался волей Божьей. Белый дом сразу же громогласно опроверг данную информацию, хотя, что бы там ни было, лично я склонен как раз верить опубликованному сообщению. А что мне еще остается? Адресные инструкции Божьи остаются единственным объяснением для некоторых достижений Буша, не только за рубежом, но и в США. Опять же администрация Буша не любит утруждать себя аргументами и доказательствами, вместо этого она предпочитает делать голословные утверждения. В этом смысле прекрасный пример являет собой Ирак.
В настоящий момент не утихает шумиха по поводу заявления Буша о том, что Ирак пытался импортировать оружейный уран из Африки, которое президент США сделал в Обращении к нации. Выясняется, что данное заявление не имеет ничего общего с действительностью, во всяком случае, оно недоказуемо. Возможно, не соответствует действительности и то, что Ирак импортировал алюминиевые трубки для своей ядерной программы. Не исключено, что у Ирака вообще не было никакой действующей ядерной программы. По крайней мере, до сих пор не найдено ее следов.
Здесь нет никакой мистики. После начала войны в Ираке стало ясно, что Саддам не обладает ядерным оружием. Не менее очевидно было также и то, что достоверных данных, свидетельствующих о его связях с Аль-Каидой, Усамой бен Ладеном, равно как и с событиями 11 сентября, нет. Однако, что касается разведывательного сообщества, то оно было уверено в том, что Саддам обладает как химическим, так и бактериологическим оружием. Все остальное - ядерная программа, связи с террористами - представляло собой уже другой вопрос. Никто серьезно в них не верил.
А вот Буш, как теперь выясняется, тот верил. По-настоящему и без каких бы то ни было доказательств он верил в то, что Саддам и бен Ладен - сообщники, состоящие в преступном сговоре. Откуда эта вера? Трудно сказать. Возможно, ее происхождение можно объяснить тем, что Саддам и бен Ладен являют собой зримый образ зла. А высокопоставленные злодеи делают плохие вещи и делают их рука об руку. Доказательств, которые подтверждали бы истинность данного суждения, нет, поэтому его приходится принимать исключительно на веру. Так и поступил Буш.
Отсюда понятно, что утверждение о том, что режим Саддама потерпит крах после американского вторжения, также представляло собой продукт веры. Неизбежный крах Саддама рассматривался как данность, которую невозможно было оспорить. Именно так можно объяснить тот факт, что в Ирак было направлено недостаточно американских солдат. Равно как и то, что после окончания войны этих солдат оказалось слишком мало, чтобы контролировать страну. В итоге имеем катастрофический результат: в Ираке каждый день гибнут наши соотечественники, а его оккупация стоит около $4 млрд. в месяц.
Похоже, вера (называйте этот феномен, как хотите) является также единственным объяснением спешки, с которой была начата война. Необходимость войны с Саддамом можно было обосновать, как это делал я, равно как и другие комментаторы. Тем более, что угроза со стороны Ирака никогда не была неотвратимой и в любом случае сводилась к возможности применения биологического и химического оружия, а, значит, не было никакой необходимости в спешке. Франция, Германия, Россия (а на деле большая часть мирового сообщества) просили дать больше времени. Буш, однако, действовал так, как будто он получил срочные инструкции.
То же самое имеет место и в США. На этой неделе Белый дом объявил о том, что в 2003 году дефицит бюджета составит $455 млрд. Разумеется, этот показатель не столь уж значительно отличается от заложенного профицита в $334 млрд. Ожидается, что в ближайшем будущем дефицит будет расти, и эта тенденция сохранится вплоть до того момента, пока не наступит неожиданный перелом.
Почему это происходит? Потому что на этом настаивает сам Буш. Считается, что если еще снизить налоги, экономика каким-то образом сможет заработать так, что не будет дефицита, пустыни превратятся в пышные сады, а все дети в одночасье станут счастливыми. Экономисты могут посмеяться над этим, но они, эти самые экономисты, - всего лишь люди, в которых слишком мало веры. Буш знает, что если цифры не сходятся, это не значит, что они не должны сходиться. Пусть будет так, попробуем согласовать их.
К сожалению, это невозможно. При администрации Клинтона мы четыре года подряд жили с профицитным бюджетом, одновременно процветала и экономика. Не исключено, что процветающая экономика не имеет отношения к профициту бюджета, а незначительный дефицит в порядке вещей. Однако Буш ударился во все тяжкие - снизил налоги, увеличил бюджетные расходы, загнал государство в нешуточные долги. К 2008 году государственный долг составит $8.6 триллионов долларов.
Любимая грамматическая конструкция Буша - тавтология. Иными словами, нечто плохо, потому что оно плохо. Синаптический скачок делается при переходе от некоей причины к определенному результату, причем неважно, почему это происходит. При этом все утверждения делаются в форме, не допускающей сомнений, хотя имеющиеся доказательства отнюдь не бесспорны. Понятно, почему Буш, выглядел столь уверенным, представляя доказательства существования ядерной программы Ирака, которая, как потом выяснилось, не существует. Но это как раз неважно. Потому что то, что должно быть, есть на самом деле.