21 июля 2001 года. В Северной Корее, возможно, действует второй завод по переработке плутония, способный производить материал оружейного качества. Объект, вероятно, укрыт в толще горы. Эти сведения американской разведки усложняют дипломатические попытки разрешить девятимесячное противостояние с Северной Кореей из-за ее ядерной программы и ставят новые вопросы относительно возможностей Центрального разведывательного управления США по добыванию информации.
Ранее в этом месяце власти Северной Кореи сообщили о завершении переработки 8000 тепловыделяющих элементов, что достаточно для изготовления шести-восьми атомных бомб. Однако США не придали должного значения этому сообщению, поскольку американские спутники не зафиксировали никакой активности на единственном достоверно известном ядерном объекте в Северной Корее. Более того, аппаратура ядерного мониторинга, установленная вдоль границ с Северной Кореей, не сразу обнаружила усиление излучения криптона-85, являющегося побочным продуктом переработки.
Вчера представители Белого дома сообщили, что высокое содержание криптона-85 теперь подтверждается, но его источник, согласно данным компьютерного анализа, находится не в районе города Йонбен (Yongbyon), а в другом районе, по всей видимости, внутри горы. Тем самым подтверждается донесение одного южнокорейского агента, который утверждает, что в Северной Корее есть второй, секретный, ядерный объект, расположенный северо-восточнее Йонбена.
Премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) заявил, что Северная Корея "является реальной угрозой". Он исключил военную операцию против нее, но сказал, что "на Пхеньян следует оказывать сильное давление, чтобы он выполнял международные обязательства".
На прошлой неделе глава Международного агентства по атомной энергии Мохамед Эль-Барадеи (Mohamed El Baradei) назвал Северную Корею "самой насущной и серьезной угрозой режиму ядерного нераспространения".
Бывший министр обороны США Уильям Перри (William Perry) сказал, что дело постепенно движется к войне, которая возможна еще до конца текущего года.
Однако официальный Вашингтон, в отличие от своего подхода к проблеме Ирака, делает все возможное, чтобы не признавать заявления северокорейского режима о том, что у него имеется мощное оружие устрашения. Все дело в том, что перспектива войны с Северной Кореей устрашает: у Северной Кореи есть миллионная армия, которая дислоцирована в пределах дальности огня артиллерии от столицы Южной Кореи Сеула; кроме того, считается, что на вооружении этой армии имеются химическое и биологическое оружие, а также одна-две атомные бомбы.
Во время предыдущего кризиса в 1994 году Пентагон планировал "хирургический" удар по северокорейскому ядерному объекта в районе Йонбена, но теперь, когда выяснилось, что второй завод по переработке ядерного топлива, точное местонахождение которого не установлено, уже выработал новый запас материала для производства атомных бомб, удар по объекту в районе Йонбена теряет смысл.
Северной Корее, одной из самых бедных и милитаризованных стран мира, удается раз за разом одурачивать более могущественных врагов, пусть даже и за счет своего голодающего и изолированного народа.