Эта книга должна заинтересовать всех тех, кто пытается понять скрытые движущие пружины идеологии и международной стратегии Джорджа Буша. Ее авторы - самый влиятельный американский неоконсерватор Уильям Кристол* и его друг Лоуренс Кэплан. Во французской версии книга вышла под недвусмысленным заголовком «Наш путь начинается в Багдаде». Речь идет о книге, в которой, как никогда прежде, восхваляется нынешняя американская администрация. Здесь речь идет об обусловленности поступков Буша его моральными устоями и о поражении других направлений американской политической мысли (либерализм Билла Клинтона, реализм Джорджа Буша-старшего). В книге также говорится о новой доктрине Буша-младшего, которая включает право на ведение превентивных войн и свержение диктаторских режимов, а также идею американского господства.
Короче говоря, эта книга является библией нового американского интернационализма и химерического восхождения демократической империи. Бесспорно, европейский читатель и особенно французский, будут резко возражать. Превентивная война предполагает, что сильнейший может свободно выбрать мишень для своей атаки, а это вступает в противоречие с политикой ООН. Иными словами, это однополярный мир, который отменяет международное право.
Кристол и Кэплан не являются лицемерами, и они опираются на официальный документ Белого дома под названием «Стратегия национальной безопасности США». После чудовищных терактов 11 сентября американцы видят главную задачу в определении способов борьбы с терроризмом. Авторы говорят, что режим Саддама Хусейна был отвратительной диктатурой, с чем трудно спорить. Авторы также утверждают, что Вашингтон имел доказательства связей Ирака с «Аль-Каидой», однако до сих пор никаких доказательств этого тезиса предъявлено не было.
Они также утверждают, что Багдад не прекращал усиливать свое военное могущество, и его оружие массового уничтожения представляло серьезную угрозу для США. Это также не было доказано, однако авторов это не волнует, ибо, по их мнению, только сами американцы могут решать, что является благом для Америки. Кристол и Кэплан надеются очень, что после Ирака начнется смена режимов в Иране, Саудовской Аравии и Северной Корее. Устаревшие правила международного сообщества отныне не довлеют над теми, кто верит в свое демократическое всемогущество. Прочитав эту книгу, можно усомниться в том, что реализация этой доктрины сделает мир более безопасным и повысит престиж самих США в мире. Нынешний переходный период в Ираке выглядит менее убедительным, чем военная эпопея.
Тем не менее, Кристол и Кэплан поднимают два затруднительных вопроса. Первый: какую альтернативу предлагают европейцы для сдерживания диктаторских режимов? И второй: можно ли допустить, чтобы Северная Корея и Пакистан испытывали свой ядерный арсенал? Авторы были бы убедительнее, если бы они задали последний вопрос применительно к Китаю или России, которые все еще далеки от демократии.
Итак, если Европа не согласна на однополярный мир, управляемый со стороны США, то ей надо обеспечить себя военным могуществом, выделить для этого кредиты, стремительно усилить научные исследования, создать свою доктрину, словом - создать единую европейскую армию. До тех пор пока у Европы не будет своей армии, она будет в роли зрителя, наблюдающего за своей собственной судьбой.
---------------------------
Уильям Кристол, Лоуренс Кэплан, книга "Битва за Ирак: тирания Саддама и миссия Америки" (War over Iraq: Saddam's tyranny and America's mission, Calif.: Encounter Books, 2003)
* Уильям Кристол - главный редактор влиятельного политического еженедельника The Weekly Standard, который издается в Вашингтоне. Будучи одним из ведущих политических комментаторов США, Кристол регулярно выступает на телеканале Fox News Channel. До учреждения в 1995 году журнала The Weekly Standard Уильям Кристол был одним из авторов стратегии Республиканской партии. Ранее он являлся руководителем аппарата вице-президента Дэна Куэйла в администрации Буша-старшего. До прибытия в Вашингтон в 1985 году Уильям Кристол был профессором политологии в Университете Пенсильвании и Школы государственного управления Кеннеди Гарвардского университета.