Противники использования ядерной энергии со всех концов Российской Федерации собираются в начале августа устроить в 30 километрах от третьего по численности города России Екатеринбурга, в идиллическом лесу вблизи Белоярской атомной электростанции, крупнейший в своей истории летний лагерь. Его девиз: «Остановить плутониевое безумие». Дело в том, что в Белоярске находится реактор на быстрых нейтронах, на котором российское правительство собирается в скором времени начать реализацию широкомасштабной программы: перерабатывать ружейный плутоний таким образом, чтобы его нельзя было использовать для бомб.
За этой программой стоит соглашение, заключенное между Россией и США в 2002 году. Согласно документу, оба государства должны переработать к 2024 году по 34 тонны своего ружейного плутония. Исходя из планов российского Министерства по атомной энергетике, в реактор должен загружаться оксид плутония и урана (MOX) с последующей переработкой в непригодную, но очень радиоактивную смесь.
Это опасная программа, считают антиядерщики: она способствует появлению новых рисков ядерных аварий, огромного количества ядерного мусора, открывает широкое поле для творчества ядерных террористов и может даже привести к распространению ядерного оружия по всему миру. Поскольку с помощью лишь одного атомного реактора в Белоярске переработать весь плутоний к намеченному сроку невозможно, то планируется использовать также обычные реакторы, которые совершенно не предусмотрены для этих целей.
Организация по защите окружающей среды «Экооборона» к тому же предостерегает, что авария на реакторе в ходе переработки плутония приведет к большему в два-три раза заражению окружающей среды, чем в случае аварии на реакторе с использованием урановых топливных элементов. Это подтвердило независимое исследование, проведенное в 2000 году. Соответствующий опыт был уже накоплен в городке Северск, что под Томском. Там в 1983 году во время взрыва установки, где добывался плутоний из отработанных топливных элементов, произошло сильное заражение окружающей среды. И именно здесь должен быть построен завод, который станет производить по новой программе MOX. Одним словом, планируется создать замкнутый цикл: из плутония будет производиться с целью его сжигания МОХ, но параллельно с этим будет вновь добываться и складироваться в больших количествах плутоний - официально только для того, чтобы позднее снова использовать его в виде МОХ в реакторах.
Кроме этого, совершенно открыто рассматривается возможность продажи очень ядовитого МОХа также за рубежом. При этом замалчивается одно: из смеси МОХ можно относительно легко снова получить ружейный плутоний. А постоянно курсирующий транспорт способен привлечь внимание террористов. Вся программа, таким образом, уничтожает всякие барьеры между использованием ядерной энергии в мирных и в военных целях. В конечном счете, право решать, снабжать ли третьи страны материалами, пригодными для создания ядерного оружия, отдано на откуп Министерству атомной энергетики, органу, известному своими коррупционными скандалами.
Планы кажутся особенно опасными с точки зрения недостаточности контроля. В прошлом месяце под давлением министерского лобби в отставку был вынужден уйти глава российского Госатомнадзора Юрий Вишневский. Он был единственным высокопоставленным чиновником, который постоянно оказывал министерству сопротивление. Его преемником стал человек из министерства. Если бы речь действительно шла о разоружении, говорят российские противники ядерной энергии, было бы намного дешевле и надежнее хранить ружейный плутоний в постоянных хранилищах. Для этого его надо лишь смешать с другими радиоактивными отходами и жидким стеклом. Такая грязная субстанция непривлекательна даже для воров, так как для выделения из нее вещества, необходимого для строительства бомбы, потребовались бы большие затраты.