23 июля 2003 года. Кто избавит меня от этого олигарха, который всюду сует свой нос? Президент Владимир Путин, насколько нам известно, пока что не замечен в неправильном цитировании высказываний Генри II (Henry II), но преследование Кремлем Михаила Ходорковского, генерального директора нефтяной компании "Юкос", начинает выглядеть как средневековая борьба между церковью и государством. За этим исключением, в сегодняшней России борьба идет между государством и маммоной.
Союзники г-на Путина в Кремле делают все возможное, чтобы заставить притихнуть главу компании "Юкос". Сначала были намеки на кражу и попытки притянуть к делу "Юкос" вопрос о сомнительных приватизациях ельцинской эпохи. Затем была попытка обвинить компанию в уклонении от уплаты налогов, а в конце прошлой недели прокуратура стала делать туманные намеки на криминальные расследования, в том числе нескольких нераскрытых убийств.
Нападки на крупнейшую компанию России и ее главу, богатейшего человека в России, встревожили инвесторов на Западе. Российский рынок ценных бумаг с начала расследования дела "Юкос" потерял пятую часть своей стоимости, и вчера группа российских бизнесменов призвала к социальному пакту между бизнесом и государством. В письме Владимиру Путину они призвали государство защищать демократические институты и приватизацию, обещая, что российский деловой мир будет выполнять свои этические обязательства, платить налоги и искоренять коррупцию.
Идея пакта интересна, потому что многие из олигархов полагали, что такой пакт уже существует. В июне 2000 года г-н Путин помирился с олигархами России, обещав не задавать вопросов относительно их прав на собственность, которую они приобрели в ходе сомнительных сделок ельцинской эпохи, при условии, что они будут держаться подальше от политики.
Г-н Путин мог бы вполне обоснованно заявить, что г-н Ходорковский нарушил условия этого соглашения. По слухам, он финансировал чуть ли не четверть всех депутатов в думе. Он призывал правительство к новым мерам в области корпоративного управления и к более тесным связям с Соединенными Штатами. Если это возмущает г-на Путина, то его сторонников, многие из которых являются бывшими офицерами КГБ из Санкт-Петербурга и ненавидят нуворишей, а также хотели бы взять большой бизнес под свой контроль, это просто бесит.
И в этом кроется опасность. Точку зрения "петербуржцев" разделяют многие из тех, кто считает, что г-н Ходорковский, Роман Абрамович и другие олигархи приобрели свои состояния посредством хитроумных махинаций. Нефть наша, говорят они, и они не имеют никакого права растрачивать нефтедоллары на покупку английских футбольных команд.
Г-н Ходорковский слишком хитер и не допустит, чтобы его принесли в жертву на алтарь капитализма. Он заключит с г-ном Путиным новое перемирие, однако колоссальное богатство этого магната и власть компании "Юкос" сегодня представляют огромную проблему для России и для Европы, которой нужны российская нефть и природный газ. В интересах поддержания политической стабильности экономике России нужно быстро расти. Безжалостный капитализм в последние 3 года обеспечил быстрое восстановление, тогда как государственные организации продолжали безрассудно тратить деньги.
Олигархи сегодня получают громадные доходы. Миллиарды долларов высвободились в результате слияния российской нефтяной компании ТНК с российскими авуарами британской нефтяной компании "British Petroleum" и сделки "Юкос"-"Сибнефть". Вопрос: как будут тратиться эти огромные богатства? За исключением нефти, экономика России недостаточно емка, чтобы аккумулировать такие громадные инвестиции.
Олигархам хотелось бы инвестировать деньги в газовую отрасль, однако г-н Путин не склонен ослаблять монополию "Газпрома", а других серьезных альтернатив мало. Следовательно, вполне может быть, что большие деньги начнут утекать заграницу, и если эта тенденция обозначится, то может быть разрушен прорыночный консенсус в России.
И тогда власть российского государства упрочится.