По информации правозащитных организаций «Мемориал» и "Human Rights Watch" (HRW), российские военнослужащие и сотрудники промосковской чеченской милиции в последние недели проводили зачистки также в некоторых селениях Ингушетии, в соседней с Чечней республике, которую война пока обходила стороной. В ходе похожих на погромы «зачисток» исчезают люди, их убивают или предлагают позднее в качестве товара за выкуп.
Один из погромов запротоколирован в последнем ежемесячном докладе организации «Мемориал». Военные, говорится в нем, открыли в июне огонь по машине мэра, поскольку тот пожелал присутствовать при проведении противозаконной зачистки. Солдаты избили жителя села Ваху Батаева, используя при этом острые предметы. После этого они ограбили несколько домов.
Умар Забиев нападение российских мародеров не пережил. Молодой человек возвращался вместе со своей матерью и родственниками с полевых работ, когда военные обстреляли их машину. Мать была тяжело ранена, один из пассажиров попытался позвать кого-нибудь на помощь. Умар остался с матерью. Когда на помощь пришли ингушские милиционеры, Умара уже не было. Позднее милиционеры увидели ногу, торчавшую из кучи песка. Специальная команда вытащила труп, на котором были обнаружены переломы, раны и огнестрельные ранения. Это было тело Умара Забиева.
Акции российских вооруженных сил свидетельствуют о новом этапе эскалации конфликта. До сих пор военные и милиционеры совершали насилие, прежде всего, в отношении беженцев из Чечни, из которых, примерно, еще 100 000 человек проживают в соседней республике. Московское марионеточное правительство в Грозном уже в течение года пытается силой заставить беженцев возвратиться домой, чтобы создать впечатление нормализации обстановки.
До сих пор без видимого успеха. Элизабет Андерсон (Elizabeth Anderson) из HRW указала на то, что военная прокуратура отказалась возбудить уголовное дело хотя бы одному из выше описанных случаев. «Если будут сохраняться произвол и безнаказанность, то через несколько месяцев мы получим вторую Чечню», - говорят в московском офисе HRW.
Что беспокоит правозащитников, так это плановое, как это считают в Кремле, проведение кавказской военной кампании. В одной из рекомендательных записок в адрес Кремля Виктор Казанцев, назначенный милостью президента Путина полномочным представителем президента по южному округу России, изложил на трех страницах план, включающий несколько этапов. Бывший генерал рекомендовал перенести кровавый конфликт не позднее 2003 года также на территорию Ингушетии.
Другие пункты плана уже выполнены. Первым шагом было принуждение главы республики Руслана Аушева уйти в отставку. Второй мерой было успешное возведение на престол в качестве президента промосковски настроенного сотрудника спецслужбы. Москва даже не потрудилась, чтобы хоть как-то скрыть фальсификацию результатов выборов, проведенных весной прошлого года. Казанцев также рекомендовал применить насилие, чтобы заставить беженцев вернуться домой, и поселить в регионе казаков с русскими корнями. Очевидно, теперь начался завершающий этап наступательной мирной политики России на Кавказе.