Москва, 23 июля 2003 года. В момент, когда российские правоохранительные органы проводит интенсивное расследование деятельности ОАО "Юкос", лидеры самых разных слоев делового мира России обратились к президенту Владимиру Путину с призывом сохранить результаты приватизационных сделок периода 1990-х годов. А тем временем, готовясь к назначенному на среду судебному разбирательству, генеральный директор ОАО "Юкос" Михаил Ходорковский стал высказываться все громче, предостерегая, что нападки на его компанию показывают, что России угрожает возврат к тоталитаризму.
В письме к президенту, опубликованном во вторник в газете "Коммерсантъ", ведущие группы российских предпринимателей призвали к новому "социальному пакту", в котором правительство обещает не пересматривать результатов демократических и экономических преобразований, включая и приватизацию. Деловой мир, в свою очередь, обещает повысить прозрачность, бороться с коррупцией и прекратить уклонение от уплаты налогов. Конкретного упоминания дела "Юкоса" в этом письме нет.
Конфликт из-за компании "Юкос" породил страхи, что могут быть начаты расследования других приватизационных сделок периода 1990-х годов, тем самым будет брошена тень сомнения на легитимность собственности ряда других компаний, ставших одними из самых быстрорастущих и наиболее прибыльных в России. В последнее время высокопоставленные правительственные чиновники пытаются успокоить инвесторов и лидеров делового мира, что всеобщего пересмотра результатов приватизационных сделок периода 1990-х годов не будет. Однако эти высказывания не сумели погасить страхи делового сообщества России.
Результатами этого конфликта стали массовое избавление акционеров от прежде высоко рентабельных ценных бумаг и возрождение опасений инвесторов в отношении необратимости российских реформ и недавнего экономического прогресса.
"Юкос" отрицает все выдвинутые против компании обвинения. Г-н Ходорковский заявил, что обвинения против Платона Лебедева, одного из крупнейших акционеров компании, и другие утверждения лишены правового обоснования, но отражают попытку одной из кремлевских группировок накануне парламентских и президентских выборов (в нынешнем декабре и в следующем марте, соответственно) одержать верх над соперниками. Политологи заявляют, что Кремль, возможно, пытается послать г-ну Ходорковскому сигнал, чтобы тот прекратил активную политическую деятельность и занялся исключительно своим бизнесом.
В телеинтервью в воскресенье г-н Ходорковский защищал свои пожертвования оппозиционным партиям, заявляя, что России необходим баланс левых и правых сил в обществе. Он утверждал, что в данном конфликте на кону стоит нечто гораздо большее, чем компания "Юкос". "Если мы не отступим сейчас, тогда в этой стране никогда больше не будет тоталитаризма, - сказал он. - Однако существует возможность, что мы снова скатимся в это болото".
Президент Путин почти не комментировал данный конфликт, разве что критиковал заключение под арест до суда людей, подозреваемых в экономических преступлениях. Московский городской суд должен рассмотреть заявление адвокатов г-на Лебедева с просьбой изменить ему меру пресечения до суда и выпустить его из Лефортовской тюрьмы.
В последние дни российские ценные бумаги сумели восстановить часть своей утраченной стоимости, а аналитики финансовых проблем в Москве заявили, что инвесторы ожидают, что уже в среду г-н Лебедев будет освобожден из-под стражи. "Если Лебедева не выпустят, рынок ценных бумаг обвалится очень сильно", - считает руководитель аналитического отдела московской инвестиционной компании "Ренессанс Капитал" Роланд Нэш (Roland Nash). По его словам, акции компании "Юкос" имеют наиболее широкое хождение среди зарубежных инвесторов, и большинство акционеров, ожидая, что нынешний конфликт будет вскоре урегулирован, пока что их не продали.
К концу дня во вторник акции ОАО "Юкос" на Московской фондовой бирже поднялись на 2,4% и стали стоить 11,55 долл. США, однако это все еще на 20% ниже того уровня, который существовал до ареста г-на Лебедева. Индекс RTS для России к концу дня вырос на 1,9%, но все еще находился на 12% ниже того уровня, который был зафиксирован к концу дня 2 июля.