Автор является директором Центра европейских реформ
Расколовшись из-за вторжения в Ирак, Запад все еще продолжает оставаться разделенным. Этот раскол уходит корнями в события 11 сентября 2001 года, в результате которых США оказались в состоянии войны. Американцы теперь с большей охотой используют силу против угроз своей безопасности, как они сделали против Ирака, и менее склонны ждать, пока соберется коалиция, или пока будет получено одобрение международных организаций.
Многие европейцы считают, что США не справятся с международными проблемами без помощи альянсов и международных организаций. Между тем американские ястребы полагают, что достаточно будет коалиции добровольцев: американская военная и экономическая мощь в сочетании с приверженностью Соединенных Штатов свободе и справедливости будут способствовать тому, что многие страны пойдут за Америкой. В конце концов, большинство европейских государств поддержали действия США в Ираке, несмотря на противоположную позицию Организации Объединенных Наций и НАТО.
Унилатерализм американской внешней политики разделил Европу. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) утверждает, что европейцы в общем должны поддерживать Америку в вопросах безопасности, чтобы показать полезность альянсов и многосторонних отношений для интересов США. Однако глава Франции Жак Ширак (Jacques Chirac) считает, что в случаях, когда США ошибаются, как это было, по его мнению, в Ираке, европейцы должны противодействовать становлению однополярного мира.
Как бы то ни было, появляются некоторые признаки того, что трансатлантические разногласия уменьшаются. США столкнулись в Ираке с большими проблемами. Огромная цена управления этим государством и нежелание других государств посылать туда войска заставляют Вашингтон пересматривать свою позицию. Некоторые конгрессмены-республиканцы высказали мнение, что страны, выступавшие против войны в Ираке, должны направить в эту страну миротворцев. Однако администрация Буша (Bush) знает, что она не сможет ослабить свою ношу управления Ираком без предоставления ООН более значимой роли в Ираке, если другие страны согласятся оказать помощь только при этом условии. Суровая реальность, с которой пришлось столкнуться США, начала смягчать унилатералистскую идеологию, которой до настоящего времени определялась политика американцев в Ираке.
Трудности в Ираке, ответственность за которые несет в том числе и Пентагон, ослабили влияние ястребов на внешнюю политику США. Приверженцы многостороннего подхода из Государственного департамента одержали верх в случае с Северной Кореей, проблему которой Соединенные Штаты хотят теперь решать совместно с соседними государствами. В отношении Ирана США подчеркивают роль Международного агентства по атомной энергии в вопросах сдерживания ядерных амбиций этого государства.
До этой весны администрация Буша казалась отстранившейся от участия в ближневосточном мирном процессе. Однако президент разочаровал своих европейских критиков, уделив значительное внимание плану урегулирования ближневосточного конфликта. Теперь, когда израильтяне и палестинцы ведут переговоры, один из главных источников трансатлантических разногласий стал иссякать.
В свою очередь, Европа начинает показывать США, что она может быть более эффективным партнером. В прошлом месяце была принята первая общая стратегия безопасности, твердые формулировки которой понравились Вашингтону. Германия отказалась от своих традиционных пацифистских взглядов, чтобы поддержать идею применения Европейским союзом силы для предотвращения распространения ядерного оружия и материалов, если дипломатические усилия и санкции оказались безрезультатными.
Новая политика ЕС в отношении Ирана - угрозы пересмотреть всю систему взаимоотношений с Ираном в случае, если эта страна откажется пустить расширенные инспекции Магатэ - позволяет предположить, что Европа намерена действительно жестко решать вопросы распространения ОМП.
Итак, США могут понемногу отказываться от своего одностороннего подхода, а Европа может проявлять немного больше характера, когда речь идет об угрозах безопасности. Однако лидеры обеих сторон должны напряженно работать над устранением и других разногласий. Европейцы должны перестать спорить о том, как им общаться с США. Великобритания должна стать менее проамериканской страной, а Франция должна стать менее антиамериканской.
Тем временем Соединенные Штаты должны отказаться от соблазна попытаться настроить европейские страны друг против друга. В разделенной Европе некоторые страны, несомненно, будут поддерживать США. Однако другие государства, способные нанести вред интересам США, будут выступать против Америки. Если ЕС, в который скоро вступят десять новых членов, симпатизирующих США, будет более единым сообществом, то он не будет антиамериканским. При этом оно будет иметь больше возможностей оказать помощь США в устранении многих проблем, угрожающих безопасности Америки.