Два раза в год тысячи молодых россиян имеют возможность особенно болезненно прочувствовать на своей собственной шкуре разницу между теорией и практикой: когда по всей стране идет призыв в армию новобранцев. Теоретически военнообязанные россияне имеют право отказаться от военной службы по мотивам совести и при этом сослаться на конституцию 1993 года. На практике же у них нет для этого никакого шанса, так как альтернативной службы, как и в других европейских странах, не существует.
Теперь ситуация в этом плане должна измениться. Президент Владимир Путин подписал два дня назад указ по «вопросам организации альтернативной службы», который вводит в действие с 1-го января 2004 года закон, принятый еще в прошлом году. Сторонники альтернативной службы в России разобрали этот закон по косточкам. «Ясно, что в этой стране с учетом новых положений настоящей альтернативной службы не будет», - высказал свое недовольство в прошлом году, после принятия Думой закона, военный эксперт Павел Фельгенгауэр. Принятие закона, по его словам, преследует лишь цель несколько улучшить имидж России за рубежом, не создавая при этом условий для прохождения реальной альтернативной службы.
Действительно, создатели закона потратили немало усилий, чтобы сделать альтернативную службу как можно больше непривлекательной. Если срок службы для военнообязанных должен составлять два года, то продолжительность альтернативной службы - три с половиной года. При этом отказники от военной службы должны проходить альтернативную службу вдали от родных мест. Далее они будут работать необязательно в социальной сфере, а например, в строительной отрасли, или еще того хуже, - в воинских частях, где им пришлось бы хуже, чем многим новобранцам, которые подвергаются издевательствам со стороны товарищей и командиров. Однако полностью в фарс превращает альтернативную службу, по мнению Фельгенгауэра, порядок определения, кто может быть освобожден от срочной службы: просить об освобождении от срочной службы надо, в частности, у военных. Один высокопоставленный российский генерал считает так: «Я уверяю Вас, что через несколько лет останется немного таких, кто захочет проходить альтернативную службу».
Генералы, разумеется, знают, что столь же мало молодых людей желает проходить службу с оружием в руках. Кто в состоянии, тот откупается от нее деньгами или использует знакомства. Ежегодно в армию призывается, примерно, 400 000 человек, по существующим оценкам, это только треть от общего числа граждан призывного возраста. Того, кому не удалось уйти от призыва в армию, ожидают порой ужасная среда или даже кровавая война в Чечне. Для тысяч молодых солдат это становится каждый год причиной дезертирства. Уже давно есть планы реформирования армии и улучшения условий жизни для солдат. Молодые россияне могут рассчитывать на это. Теоретически.
|