Как сказал Джек Стро (Jack Straw), лучше бы Удея и Кусея не убивали. Многие считают, что в Мосуле гнусные сыновья Саддама получили от спецназа США по заслугам. Однако если бы их удалось захватить живьем, братья Хусейны могли бы своевременно предоставить бесценную информацию об иракских программах по разработке ОМП, его местонахождении, об отношениях свергнутого режима с Аль-Каидой или, к примеру, о последних сношениях Саддама с правительством США. Не исключено, что они могли бы выдать, где скрывается их отец.
А публичный судебный процесс, на котором Удея и Кусея призвали бы к ответственности за совершенные преступления, мог стать своеобразным очищением для народа Ирака, поскольку в этом случае было бы продемонстрировано, что война идет рука об руку со справедливостью. Однако теперь сделать это невозможно. Неясно, что и в каком объеме предпринял спецназ США, чтобы добиться мирной капитуляции. Похоже на то, что осада, равно как и применение нелетальных средств нападения, не брались в расчет после того, как началась перестрелка. Разочаровывает, что, как результат, многие щекотливые вопросы, на которые Удей и Кусей могли бы дать ответы, так и останутся вопросами.
Для администрации Белого дома смерть Удея и Кусея имеет символическое значение, которое сродни демонтажу статуи Саддама в ходе последней атаки на Багдад. Деморализованные американские солдаты, которые отнюдь не прочь вернуться домой, теперь будут более уверенно выполнять свою миссию. Простые иракцы, может быть, чувствуют большее облегчение в связи с тем, что эра Саддама, наконец, закончилась. Не исключено, что обещанное щедрое вознаграждение информатору, выдавшему братьев Хусейнов, поощрит к выдаче самого Саддама. Для Джорджа Буша, вынужденного иметь дело с нападками демократов по поводу его предвоенных заявлений и провала международной поддержки дорогостоящей и запутанной послевоенной политики Вашингтона, убийство Удея и Кусея пришлось, с политической точки зрения, как нельзя кстати. Если бы г-н Буш был бы летчиком-истребителем (каковым порой он, похоже, мнит себя), он нарисовал бы два сбитых самолета противника на своем фюзеляже.
Несмотря на дух самовосхваления, царящий в Белом доме, в настоящее время нет доказательств, что братья Хусейны руководили или имели отношение к неутихающему вооруженному сопротивлению оккупации. Поэтому нет оснований для утверждений о том, что теперь это сопротивление неминуемо пойдет на спад.
Вчера во время новых атак погибло еще два американских солдата. Одновременно растет разочарование иракцев по поводу недостаточных гарантий безопасности и парализованной инфраструктуры. А то, что произошло в Мосуле, едва ли добавит им оптимизма. Не будет положен конец и растущему возмущению, вызванному опасением, что оккупанты пришли всерьез и надолго, поскольку не собираются делить свою власть с кем бы то ни было.
Возможно, более важным для ситуации в Ираке событием стало выступление Кофи Аннана (Kofi Annan) в Нью-Йорке, в котором он предостерег, что «демократию нельзя навязать извне» и что для восстановления суверенитета страны необходимо установить «прозрачные сроки». «Иракцы должны знать, что нынешняя ситуация не продлится долго», - заявил представитель ООН Серхио Вьера де Мелло (Sergio Vieira de Mello). Когда рассеется дым выстрела из шестизарядного президентского револьвера, Бушу придется как следует прислушаться к этим словам.