Администрация США демонстрирует фотографии Удея и Кусея, чтобы доказать сомневающимся в Ираке, что оба действительно мертвы. Публикация этих снимков вряд ли достигнет цели. Кто не хочет верить в их смерть, тот будет утверждать, что снимки сфальсифицированы - времени для этого было достаточно. Другие сделают братьев символом мученичества. Но это дело второстепенное, как и нескрываемое торжество, и не только в США, связанное с публикацией фотографий жертв.
Речь идет о человеческом достоинстве. Независимо от совершенных преступлений, в которых обвиняли Удея и Кусея, и которые к тому же были неоднократно доказаны, выставление снимков на всеобщее обозрение является нарушением основного закона, взятого цивилизованным миром на вооружение, между прочим, из положений конституции США и единого понимания своей собственной истории. Этот закон действовал, когда распространялись фотографии казненного Николае Чаушеску (Nicolae Ceausescu), о нем громко заявляла администрация США в связи с менее значимым прецедентом, связанным с показом иракским телевидением американских военнопленных. Этому закону необходимо следовать и в данном случае, так как он не может быть избирательным, он действителен для всех.
Документы истории? Возможно, так. Однако они не могут быть таковыми, поскольку в состоянии вызывать эмоции. Большую познавательную ценность имеют фотографии разрушенных базаров, изувеченных и убитых мирных жителей и других свидетельств «побочного ущерба». Но против публикации таких снимков выступают защитники политики США (и не только они), так как это тоже является пропагандистским материалом. А в данном случае разве нет?
Речь идет также о доказательном материале. С момента, когда стали известны подробности штурма, в ходе которого было покончено с братьями, которых боялись и ненавидели, сразу же встал вопрос, а была ли столь уж необходима атака с применением такого мощного вооружения, которым оснащены 20-й спецотряд и отряд «Дельта», неужели действительно не было возможности взять их в плен, и можно ли было избежать убийства четырнадцатилетнего мальчика.
Судебный процесс против Удея и Кусея - они никогда не привлекались к судебной ответственности за пределами страны, но по умолчанию им уже был вынесен приговор - больше уже невозможен. Однако расследование обстоятельств финального штурма неизбежно. Его будет проводить не международный и, видимо, нейтральный суд - с этим США никогда не согласятся. Но оно может быть проведено в США. Фотографии убитых будут в данном случае доказательным материалом. Их публикация заставит отказаться от участия в этом расследовании любого юриста, желающего и должного оставаться независимым. От эмоций, независимо какого характера - не исключено даже от чувства сострадания - и от заблаговременной интерпретации событий не застрахован ни один член суда. Это серьезный вопрос к юстиции США, которая должна оставаться независимой. Однако публикация снимков сделала это невозможным.