После не одной недели плохих новостей уничтожение сыновей Саддама Хусейна (Saddam Hussein) солдатами 101-й воздушно-десантной дивизии является успехом, который открывает кое для чего иные перспективы. С начала мая, насколько это известно, в ходе боевых действий погибли более 40 американских военнослужащих, и даже если потери теперь значительно превысят показатели первой войны в Персидском заливе, то и это не будет основанием для сравнения того, что происходит в Ираке, с ситуацией во Вьетнаме. Однако сомнения в американской стойкости существуют: в Европе среди противников войны и, прежде всего, в арабском мире. Одной из причин этого является поведение американцев в условиях кризисов, таких, как в Сомали, и в ситуации после войны за освобождение Кувейта. Другая причина заключается в том, как американцы ведут войну в принципе: принимается большое количество мер, чтобы по возможности избежать своих собственных потерь и потерь среди других, что зачастую воспринимается как неспособность переносить страдания и отсутствие решительности.
Оккупация Ирака продлится дольше, чем это все ожидали после быстрого военного успеха. Стало очевидным, что Пентагон, по меньшей мере, недооценил послевоенные проблемы. Ликвидация пустившей глубокие корни среди населения диктатуры, последующая работа по наведению порядка, а также восстановление государства на новом политическом фундаменте и инфраструктуры, действительно, не мелочь, но спланировать все это можно лишь частично. Для создания цветущего ландшафта на востоке Германии реально тоже потребовалось значительно больше времени, чем говорили политики. А на Балканах с последствиями войны разбираются до сих пор. Все же и там, и в Ираке можно, во всяком случае, видеть прогресс. Иракцы живут сейчас лучше, чем четыре месяца назад.
Потери американцев со времени прекращения боевых действий относительно невелики. Кто полагается на результаты общественного мнения, тот может сделать вывод, что значительное большинство американской общественности считает так же. Не столь уж велики проблемы и в самом Ираке. Они решаемы при наличии более гибкого и умелого в своих действиях режима и терпения. Есть признаки того, что американцы адаптируют свою тактику с учетом нового опыта. Положение не такое катастрофическое и безнадежное, как об этом пишут в эти дни некоторые немецкие газеты.
Наконец, в Америке началась внутриполитическая борьба, которая должна сыграть важную роль. Обмен словесными ударами как признак начинающийся предвыборной борьбы стал заметно жестче. Даже сторонники войны в Ираке из стана демократов вынуждены теперь с учетом неважной политической динамики в рамках предварительных выборов добиваться поддержки у левого электората. Конкретно это означает необходимость подключатся к хору левых критиков войны, тенденциозно «раздувать» проблему теневых сторон оккупации и, естественно, критиковать президента Буша (Bush), если они вообще хотят получить шанс в качестве кандидатов. Поводов для этого у них достаточно: не найденное бактериологическое и химическое оружие, избранные пассажи из президентских речей.
У американцев на Ближнем и Среднем Востоке существует проблема с демонстрацией своей убедительности, что, впрочем, не ново. Распространявшееся Саддамом мнение о том, что американцы трусы, которые не в состоянии долгое время мириться с потерями, отложилось в головах у многих людей как следствие событий, происходивших после 1991 года. Теперь американцы должны продемонстрировать населению арабского мира, что в Ираке они действительно всерьез заняты строительством «новой страны», что у них нет никаких империалистических планов, и что все дела будут переданы в руки иракцев в течение оправданного ситуацией срока. От этого будет очень сильно зависеть отношение к войне и к американской внутренней политике.
Америка снова ищет союзников, не потому, что она не справляется, а потому, что это образец хорошей политики, которая отвечает традиционному американскому поседению. Ожесточенное противостояние в Совете безопасности перед войной не может не говорить о том, что именно президент Буш, унилатералист и так называемый гегемон, вынес иракскую проблематику на форум Организации Объединенных наций. Реальное обоснование причин войны в большей мере покоится на конкретных резолюциях ООН, чем на излишней риторике. Этот круг рано или поздно снова замкнется.