"Даже если мы и ошиблись (в вопросе о наличии у Ирака оружия массового уничтожения), тем не менее, мы устранили режим, причинивший так много человеческих страданий». Такое заявление сделал британский премьер-министр Тони Блэр, выступая на минувшей неделе в конгрессе США. Однако президент Буш не был готов признать тот факт, что решение о вторжении в Ирак было принято на основе ложной информации. Стоя в Белом доме рядом с Тони Блэром, он заявил: «Нельзя будет доказать, что мы были неправы». В то же время Буш не сказал, что будет доказано, что он был прав.
Выдвигается версия о том, что Саддам Хусейн не прятал запрещенное оружие, а лишь тщетно пытался создать его. Газета "The Wall Street Journal" сообщила о том, что в 1990 году, за несколько недель до войны в Персидском заливе, иракские ученые провели неудачное испытание биологического вещества "рицин" (ядовитого вещества, производимого на основе бобов клещевины), после чего Ирак пересмотрел свою программу вооружений. А обозреватель The "Washington Post" Дэвид Игнатиус утверждает, что администрация США тщательно прячет советника Саддама Хусейна Амира Саади и заместителя премьер-министра Тарика Азиза, потому что те могут дать показания о том, что диктатор давно разрушил свое оружие массового уничтожения.
Почему же в таком случае Саддам не признался инспекторам ООН в том, что у него нет этого оружия? По мнению Дэвида Игнатиуса, Саддам не сделал этого, так как опасался, что в этом случае он утратит средство устрашения, которое сдерживало его курдских и шиитских врагов от нападения на него. Еженедельник "The New Republic" идет в своих выводах еще дальше. В редакционной статье, частично основанной на беседах с иракскими учеными, еженедельник утверждает, что страх перед Саддамом сдержал ученых от того, чтобы признаться ему в том, что программа оружия потерпела неудачу или была пересмотрена.
Если этого оружия, действительно, не было, то почему в этом случае Саддам не стал сотрудничать с инспекторами ООН, чтобы те подтвердили этот факт и, возможно, можно было бы предотвратить вторжение? Как полагает "Тhe New Republic", охотники за иракским оружием считают, что Саддам не признался в этом, так как не хотел выглядеть слабым в глазах своих сограждан. Он также хотел, чтобы неопределенность в вопросе о запрещенном оружии послужила средством устрашения для американских войск.
Президент Буш настаивает, что спрятанное оружие в конечном счете будет обнаружено. Тони Блэр говорит, что сам по себе факт массового убийства режимом иракских граждан является достаточным, чтобы оправдать войну. Поскольку дни и недели тянутся без признаков того, что в Ираке будет найден арсенал запрещенного оружия, то возникает ситуация, при которой оккупанты Ирака потихоньку смещают акценты в своей риторике. Судя по всему, они вскоре выдвинут тезис о том, что война была оправдана, но, тем не менее, она началась на основе ошибочной информации. Остается лишь подождать, когда пропагандистская машина запустит этот тезис.
* Дэниел Шорр - старший обозреватель Национального Общественного Радио США (National Public Radio - NPR), которое основано 24 февраля 1970 года, и в настоящее время аудитория NPR насчитывает более 20 млн. человек.