В январе 2005 года Россия станет членом Всемирной торговой организации. Это в том случае, если верить руководителю московской делегации на переговорах Максиму Медведкову. Ведь заместитель министра экономического развития говорит о прогрессе на переговорах с ВТО. Но, как писала правительственная «Российская газета», «вступление при этом не означает сдачу своих собственных позиций". Не сроки, а содержание соглашения о вступлении определяет с точки зрения Москвы ход вещей.
Именно на заключительной фазе переговоров будут окончательно определяться условия вступления. Пожалуй, самые большие сомнения вызывают российские цены на энергоносители на внутреннем рынке. ВТО требует введения цен, которые бы покрывали затраты на производство. Это имело бы следствием их значительное повышение.
Всемирный банк рассчитал, что российский газовый монополист «Газпром» должен продавать на внутреннем рынке природный газ по цене 35-40 долларов США за 1 000 кубических метров. Но государственный тарифный орган установил их на уровне 21 доллара США для частных лиц и 25 долларов США для потребителей из промышленности.
Однако страшнее, чем повышение цен, явилась бы, по мнению российских компаний, утрата ими преимуществ на мировом рынке: низкие цены на энергоносители обеспечивают им в настоящее время ценовые преимущества.
Поэтому Медведков намерен жестко придерживаться прежней позиции. «Мы думаем, что можем вступить и вступим в ВТО без выравнивания цен». В ином случае, пригрозил он, Россия будет вынуждена вести переговоры еще очень долго.
Они продолжаются и без того уже добрых десять лет. Российская сторона активизировала их только в последние три года, практически с приходом в Кремль Владимира Путина. Одновременно правительство приняло достойные внимания меры, чтобы адаптировать страну к правилам, существующим в ВТО. Это касается, в частности, пошлин и десятка законов.
Споры, однако, продолжаются. Россия пока не хотела бы отказываться ни от 25-процентного таможенного барьера для импортных автомобилей, ни от 20-процентной пошлины на зарубежные самолеты - как защиты отечественного производителя. Помимо этого российская сторона хотела бы принятия особых правил на время переходного периода для сельскохозяйственной продукции и финансового сектора.
Медведков говорит о необходимости защитных мер и для деревообрабатывающей промышленности. Россия с ее громадными лесами не намерена долго оставаться поставщиком древесины и целлюлозы. Она собирается развивать свою собственную обрабатывающую промышленность, способную производить экспортную продукцию. Для этого, сказал Медведков, России необходим переходный срок от пяти до семи лет.
На осень назначено очередное заседание рабочей группы. На нем будут готовиться документы, связанные со вступлением России в ВТО. Предстоит обсудить третий вариант заключительного доклада о вступлении. На повестке дня тогда в очередной раз встанут все не решенные до сих пор вопросы. «Осень будет жаркой», - предполагает министр экономики Герман Греф.