Теперь оставалось лишь лить слезы. Российские нацисты в черных рубашках со стилизованной свастикой на рукавах, плача обнимались. Суд только что приговорил полковника Юрия Буданова за похищение, убийство и за превышение своих служебных полномочий к десяти годам содержания в колонии строгого режима.
При этом они так старались наставить суд своими броскими плакатами на путь истинный. На плакатах можно было увидеть: «Буданов - это Россия. Не судите Россию» или: «Юрий Буданов защищал Россию». Это не помогло, впервые высокопоставленный российский офицер вынужден отвечать за свои преступления, совершенные в Чечне.
Впрочем, суду потребовалось три года, чтобы восторжествовала справедливость. Было 26-е марта 2000 года. Буданов, командир 160-го танкового полка, дислоцированного в Чечне, отмечал победу своего нового главнокомандующего на президентских выборах: Владимир Путин въехал в Кремль. В тот же день дочери Буданова исполнилось два года. Достаточно поводов, чтобы основательно приложиться к рюмке. После этого в водочном угаре полковник подверг обстрелу соседнее чеченское село Танги-Чу. Результат обстрела амбициозного полковника не удовлетворил, он задал взбучку наводчикам. Затем отправился с тремя подчиненными в село и похитил 18-летнюю Эльзу Кунгаеву.
В палаточном лагере он ее «допросил», в клочья порвав одежду, и задушил. Обвинение в изнасиловании было позднее снято, доказать это не удалось, так милостиво посчитал военный суд в Ростове-на-Дону. После совершенного преступления полковник приказал своим подчиненным закопать труп девушки.
Необычным является уже тот факт, что российский полковник арестован и предстал перед судом за преступление, совершенное в Чечне. Военный суд добивался, чтобы офицер отделался по возможности мягким наказанием. Неоднократно проводилась психиатрическая экспертиза, результаты ее каждый раз противоречили друг другу. Прокуратура с большим пониманием относилась к тому, что у Буданова, по его собственным показаниям, во время допроса мнимой чеченской снайперши, которая, якобы, убила несколько человек из его части, не выдержали, мол, нервы. В декабре 2002 года он в результате одной из экспертиз был даже освобожден из-под ареста и направлен на лечение в психиатрическую больницу. Возникла опасность превращения процесса в фарс, и тогда генеральный прокурор Устинов направил обвинителя из Москвы.
После объявления приговора советник Путина Сергей Ястржембский продемонстрировал глубокое удовлетворение, но поспешил заявить, что это не должно бросать тень на все Вооруженные силы. Приговор справедлив, а суд проявил мужество и волю, сказал он в интервью радио «Эхо Москвы».
Ястржембский указал среди прочего на то, что на сегодняшний день за преступления, совершенные в Чечне, осуждены 60 военнослужащих. Впрочем, многие из них уже давно на свободе по амнистии.
Правозащитная организация «Мемориал» говорит о решении относительно Буданова тоже как о «справедливом приговоре». Хотя она и не может испытывать особую радость от того, что человек должен провести десять лет в колонии, сказала Светлана Ганнушкина из руководства «Мемориала», все равно каждый обязан отвечать за свои преступления.
Чеченец Асламбек Аслаханов, депутат Государственной Думы, считает наказание с учетом тяжести преступления «несоразмерным». По его словам, о пытках и изнасиловании речи не было вообще, процесс был «позорным судебным фарсом», которому теперь, к счастью, положен конец. Тут Аслаханов вполне может ошибаться. Предполагается, что защита Буданова подаст апелляционную жалобу. В своем последнем слове приговоренный обвинил журналистов и военную прокуратуру в том, что те позаботились о его осуждении. Убийца с гордым видом заявил: «Я - русский солдат и служил своему народу 20 лет. Еще не вечер».