Драматическое противостояние между Владимиром Путиным и олигархами в России все больше пугает европейцев. Эксперты ОЭСР перевели именно Россию в более высокую группу кредитного рейтинга, а прогнозирующийся на этот год экономический рост на уровне семи процентов, казалось бы, должен был, наконец, сделать страну привлекательной для иностранных инвесторов. Если бы Путин захотел лишить сверхбогатых олигархов состояний, нажитых ими не совсем законным путем, силой, то этот приступ популизма был бы воспринят простым народом с симпатией, но западные инвесторы обходили бы Россию еще дальше стороной.
С этой точки зрения нынешнее ухудшение европейско-российских отношений нельзя недооценивать. Российская элита демонстрирует по отношению к ЕС глубокое разочарование. На конференции в Риме, организованной Немецким обществом по вопросам внешней политики совместно с администрацией президента России, русские подвергли жесткой критике ограничение свободы передвижения для россиян по территории стран ЕС. Советник президента Сергей Ястржембский видит в введении более строгого визового режима с обеих сторон новый опасный раскол Европы.
Главный редактор газеты «Известия» Михаил Кожокин пошел еще дальше: Россия интеллектуально слишком истощена, чтобы демократизироваться своими собственными силами, ей необходима полная открытость по отношению к ЕС, чтобы ввести у себя западную систему ценностей. В ином случае Россия вернется к тоталитаризму.
Представители Еврокомиссии объяснили, что Путин может сколько угодно склонять глав государств ЕС к идее отмены визового режима между ЕС и Россией, но министры внутренних дел такое решение не одобрили бы. На возражение одного из бывших чиновников из Министерства внутренних дел Германии, мол, тогда так называемая русская мафия возглавила бы статистику международной преступности, и западным обществам пришлось бы искать защиты от нее, россияне ответили, приведя конкретные данные. Согласно этим данным, россияне составляют только один процент от всех заключенных, находящихся в тюрьмах Берлина. Наряду с визовой проблемой Москва и Брюссель мучаются вопросом, связанным с увеличением поставок газа из России. ЕС не хотел бы попадать в зависимость от российского газового монополиста концерна «Газпрома» на долгое время, тогда, как заместитель главы «Газпрома» Юрий Комаров отказывает бюрократам ЕС в понимании стратегических и военно-политических вопросов.
Российские политики проявили разочарование по поводу Европейской политики в области безопасности и обороны (ESVP), некоторые считают, что она провалилась. С российской точки зрения Европа вышла из иракского кризиса в политическом и военном плане с большими потерями - в будущем слово будет только за Америкой и НАТО. Маленький Бонн, резюмировал один из российских экспертов, имел раньше больший политический вес, чем Берлин в рассорившейся Европе. В то же время немецкий генерал Райнер Шувирт (Rainer Schuwirth), начальник военного штаба ЕС, предложил России сотрудничество с едиными вооруженными силами ЕС на Балканах и на Среднем Востоке. Представители аппарата итальянского руководства ЕС проявили на конференции по отношению к России отсутствие фантазии. ЕС, сказал один из итальянских участников конференции, должен сначала найти для «ближнего зарубежья» - России, Украины, Израиля и Северной Африки - место в рамках особой стратегии.
Россия, разочаровавшаяся в ЕС, хотела бы теперь обратиться за поддержкой к Америке. Там она надеется встретить большее понимание в вопросах энергетической политики, вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и в вопросах торговли. О членстве в ЕС в России больше никто не думает, говорит Ястржембский. Россия чувствует себя, учитывая успехи в экономике, более уверенно и равной ЕС.
Россияне будут оценивать внешнюю политику Путина в отношении к ЕС по решению визового вопроса. Если вопрос урегулирован не будет, путинская политика открытости по отношению к ЕС может вызвать критику. Россия, сказал председатель Комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов, никогда не позволит ЕС изгнать себя с Европейского континента