Глава концерна Михаил Ходорковский - неудобный в политическом плане олигарх - сделал ошибку, бросив вызов президенту Путину и его окружению. Кремль отреагировал штрафными санкциями. В России идет ожесточенная борьба за власть.
40-летний олигарх Михаил Ходорковский предостерегает, что российская экономика может оказаться в руках сотрудников спецслужбы и органов безопасности. «Действительно ли мы хотим, чтобы экономика попала в руки людей, которые раньше носили погоны», - задает вопрос самый богатый человек России в открытом письме в «Новую газету».
Письмо главы самого крупного в России нефтяного концерна «Юкос» в большей степени обращено к Владимиру Путину, чем к читателям оппозиционной газеты. Бывший полковник разведки Путин, тоже «человек в погонах», правит концерном под названием Россия и уже не одну неделю отказывает Ходорковскому во встрече. Глава Кремля молчит. Хотя офис «Юкоса» посещают прокуроры, а ближайший сотрудник Ходорковского Платон Лебедев сидит в следственном изоляторе на основании немыслимой для правового государства санкции на арест, а вся история не создает впечатления процесса далекого от политических целей, Путин все равно не видит необходимости вмешиваться.
В борьбе за власть по линии Путин-Ходорковский речь идет о том, как должны выглядеть в будущем отношения между государством и экономикой. Ходорковский пошел с крупной карты, вслух заявил о себе как о возможном преемнике Путина, финансировал оппозиционные партии в Государственной Думе, чтобы создать противовес кремлевским партиям - и, тем самым, совершил ошибку, помешав компании Путина.
В ходе приватизации народной собственности в начале и середине девяностых годов образовалась каста предпринимателей. Ее членов обычно называют олигархами. Благодаря связям в сфере политики, появились люди, имеющие громадные состояния. Так, «восьмерке» - восьми самым богатым предпринимателям России - принадлежат сегодня 54 из 64 крупнейших концернов страны.
В стране, где «17 миллиардеров и 40 миллионов нищих», так характеризует социальную структуру России политик демократического толка Борис Немцов, капиталистов, таких, как Ходорковский, ненавидят. Ничего удивительного, что теперь, когда в декабре предстоят парламентские выборы, а в марте будущего года - выборы президента, борьба против олигархов превращается в борьбу предвыборную.
Однако перераспределение собственности имело бы непредсказуемые последствия. Экспроприация на долгие годы ухудшила бы инвестиционный климат в стране и лишила бы ее всякой стабильности. К тому же государственное управление национализированными промышленными предприятиями и сырьевыми гигантами, этому учит опыт плановой экономики 70-х годов, просто неэффективно.
Движущей силой в борьбе против олигархов являются люди из органов безопасности. Закулисным руководителем считается Виктор Иванов, генерал-лейтенант КГБ, а сегодня заместитель главы администрации Кремля. Николай Патрушев, директор ФСБ, генеральный прокурор Владимир Устинов и Игорь Сечин, доверенное лицо Путина в Кремле, который тоже отличился в КГБ, - все это люди, которые принимают решения.
Эти люди в погонах действуют не в отрыве от происходящего в экономике, они часть системы. Поэтому нет ничего удивительного, что атаке подверглись именно процветающие российские нефтяные бароны.
Концерн Ходорковского «Юкос» после слияния с конкурентом - компанией «Сибнефть», - о чем недавно была достигнута договоренность, превратился бы в структуру, имеющую международный вес. После этого Кремль потерял бы влияние на нефтяную отрасль.
Российский социолог Ольга Крыштановская уже не одно десятилетие исследует элиты в России. Ее вывод: «С приходом к власти Путина количество людей с военным и разведывательным прошлым в политике увеличилось более чем в два раза». Каждый четвертый представитель элиты выходец их этого социального слоя. «Большинство, - говорит Крыштановская, - сохраняет свой статус в качестве офицеров резерва ФСБ, то есть эти люди подчиняются не только своему министру, но и спецслужбе».