Америка обязана привести положение дел снова в порядок. Если там будет запущен двигатель конъюнктуры, то на лучшие времена сможет тогда надеяться и находящаяся не в лучшем состоянии экономика Европы и Японии. Этот расчет связан с оздоровлением ситуации на рынках ценных бумаг, начавшимся в марте, - и в этом есть доля справедливости. Дело в том, что никогда в новой истории США монетарная и фискальная среда не была столь стимулирующей, как в этом году. В предстоящие 18 месяцев американцы могут радоваться уменьшению налогов на общую сумму 200 миллиардов долларов США. Ставка учетного процента Эмиссионного банка на уровне всего одного процента является самой низкой за весь период времени, начиная с пятидесятых годов. Помимо этого доллар, заметно обесценившийся, прежде всего, по отношению к евро, облегчает проведение экспортных операций.
С точки зрения американских компаний и частных лиц это представляет собой ситуацию, о которой можно только мечтать, и которая должна обеспечить надежное оживление конъюнктуры. Экономисты из американского Центрального банка прогнозируют на 2004 год рост экономики на 3,75-4,75 процента. В последний раз такие показатели были зафиксированы в самом конце девяностых годов.
Неужели азы экономики действительно настолько просты? Америка открыла шлюзы, чтобы наполнить влагой высохший ландшафт конъюнктуры. Это может как-то исправить положение дел с конъюнктурой в краткосрочном плане. Но существует опасность, что большая ликвидность явится причиной ущерба долгосрочного плана. Это относится к частным лицам, которые из-за низких процентных ставок по ипотеке поддаются искушению перенацеливать имеющийся в доме капитал на потребление, увеличивая тем самым задолженность. Это касается еще в большей мере государства: оно подвергается опасности оказаться в такой же налоговой ловушке, как и континентальная Европа и Япония. Еще два года назад профицит американского бюджета составлял 127 миллиардов долларов США. Специалисты уже тогда размышляли, больше или меньше десяти лет потребуется на погашение государственного долга. И вот прошло всего два года и в текущем бюджетном году намечается дефицит в размере 455 миллиардов долларов США. Цифра, внушающая опасение даже с позиции Германии, где в настоящее время делается вид, будто разница между раем и адом заключается в проведении налоговой реформы, которая должна уменьшить общий объем налогов на 15 миллиардов евро.
Америка, конечно, может позволить себе такие крайности в фискальной сфере намного спокойнее, чем Европа, так как ее экономика гибче и может быстрее приводиться в движение, и поскольку у нее более масштабный экономический потенциал. Ожидающийся в этом году дефицит является все-таки больше чем наполовину результатом уменьшения доходов, обусловленного конъюнктурой. Неверным, видимо, было бы расписывать финансовые затраты на войну в Ираке - на сегодняшний день это 48 миллиардов долларов США - на последующие бюджетные годы, хотя расходы на содержание остающихся в Ираке войск и восстановление страны в бюджетных прогнозах на следующие годы не предусматриваются. Короче говоря, почти две трети дефицита бюджета имеют причины не структурного характера. Остающаяся часть дефицита является в основном результатом двух реформ администрации Буша (Bush) в налоговой сфере, которые, в свою очередь, должны дать ход экономическому росту.
Нет сомнений, что шаги, на которые идет администрация Буша, рискованны. Решаясь на них, президент должен выполнить свои обещания, если он хочет быть избранным на второй срок. Свою уверенность Буш, видимо, черпает также из того, что однажды подобным рецептом уже приходилось пользоваться. В начале восьмидесятых годов президент Рейган (Reagan) резко сократил налоговое бремя для налогоплательщиков и одновременно значительно увеличил расходы на оборону. Поэтому в 1983 году дефицит бюджета достиг рекордной величины в размере шести процентов внутреннего валового продукта. Для сравнения: в этом году при Буше дефицит достигнет уровня 4,2 процента.
Курс Рейгана имел в конечном итоге успех. Экономика снова набрала обороты, а военное строительство не могло не оказать влияние на Советский Союз: он не смог победить в «холодной войне». Напрашивается аналогия: Буш платит своим дефицитом за защиту от террористов и за более высокий экономический рост. Но на этом исторические параллели заканчиваются. Дело в том, что Буш не демонстрирует дисциплины по части расходов, которой в свое время отличался Рейган. Буш до сегодняшнего дня подписывал любой проект закона, попадавший к нему на стол. Рейган, в отличие от него, за первые три года своего президентства наложил вето в общей сложности на 22 закона, связанных с расходами. В этом отношении очень уместен скепсис по поводу того, решится ли Буш действительно на фискальные строгости, которые неизбежны для ликвидации дефицита.
Чтобы выиграть в борьбе за экономический рост, Буш мог бы активнее идти на то, чтобы заставить правительства стран Европы и Японии сделать нечто большее для оживления конъюнктуры. Министр финансов Сноу (Snow) уже не одну неделю поощряет европейцев к тому, чтобы проверить на практике пакт стабилизации и экономического роста. Действительно, лечение мировой экономики состоит не в том, чтобы Америка снова становилась локомотивом в качестве главной тягловой силы, а японцы и европейцы занимали бы, благодаря своему экспортному производству место на подножке. Это еще больше увеличило бы дисбаланс, особенно выходящий за всякие рамки дефицит внешней торговли. В этом плане европейцы должны были бы воспринимать всерьез то, что Америка добивается оживления своей внутренней конъюнктуры и требует большей ответственности со стороны международного сообщества.
Если Бушу не удастся добиться экономического роста, то последствия для мировой экономики, ориентированной на США, будут фатальными. Естественный механизм адаптации вызвал бы драматическое падение курса доллара, что повергло бы в кризис не только экспортное хозяйство Европы. На этот раз Америка в плане конъюнктуры не справится без поддержки из-за рубежа.