Бывший министр экономики России Евгений Ясин охарактеризовал нынешнее преследование концерна «Юкос» со стороны Генеральной прокуратуры как схватку за власть между бюрократией и деловым миром. Это одновременно попытка команды Путина добиться перераспределения собственности в своих интересах, сказал нынешний руководитель Высшей школы экономики.
"DW": Россия в настоящее время потрясена фронтальным наступлением Генеральной прокуратуры на нефтяного гиганта «Юкос», одно из самых прибыльных предприятий страны. В чем кроются причины этого?
Ясин: Я думаю, что строительство рыночной экономики и становление демократического руководства страной сопровождаются серьезным конфликтом между бюрократией и бизнесом. Для России бюрократия является традиционной системой власти. Мы же строим совершенно новое общество, но это наследие досталось нам.
С другой стороны, у нас есть бизнес. Он молод, агрессивен, не особенно разборчив в средствах. Сегодня сталкиваются большие деньги и власть, и бюрократия, финансовые ресурсы с административными. Это борьба за власть.
"DW": Но почему именно «Юкос», почему Ходорковский?
Ясин: Есть несколько факторов. Самый важный: Ходорковский начал работать эффективнее других. «Юкос» - современное предприятие. Это вызывает зависть. Наряду с ним существует, например, «Лукойл», который был приватизирован с использованием методов, способных обратить на себя не меньшее внимание. Бывшие сотрудники министерств поделили собственность между собой - по номенклатурному варианту. «Лукойл», практически, является осколком советской системы. Напротив, «Юкос» был первым концерном, объявившим себя сторонником транспарентности и верности закону.
"DW": Вы исключаете политические мотивы? Говорят, что Ходорковский финансировал оппозиционные партии.
Ясин: Да, он финансировал. Но это не имеет ничего общего с политикой, это коррупция. Он сделал то, что делают и другие. Он был агрессивнее, оказывал большее сопротивление в принятии определенных законов, чтобы не допустить негативного для него развития ситуации в нефтяной отрасли. Ходорковский купил 50 депутатов, это плохо. Но это, не в пример, лучше, чем когда исполнительная власть задействует свои административные ресурсы, чтобы диктовать, что должны делать законодательная власть или юстиция.
"DW": Говорят, что у Ходорковского самого были политические амбиции.
Ясин: Ну, Ходорковский финансировал партии, такие, как «Яблоко» и «Союз правых сил» (СПС), которые находятся в оппозиции к партии Путина «Единая Россия». Я считаю это правильным, так как эти партии могут, тем самым, лучше противодействовать применению административных ресурсов.
"DW": Можно ли воспользоваться административными ресурсами против Ходорковского, не поставив в известность об этом президента?
Ясин: По законам бюрократии такого не бывает. Президент, наверняка, был в курсе.
"DW": Ключевое слово - ущерб. Какие последствия имеют действия Генеральной прокуратуры с одобрения Кремля для инвестиционного климата в России?
Ясин: Эта акция подрывает доверие к государству, к государственным институтам, таким, как суд, прокуратура, милиция, в том числе и к институтам президента. В настоящее время доверие является в России самым большим дефицитом, и оно же - самый важный ресурс для экономического подъема. Сегодня бизнес получил сигнал: государству доверять нельзя. Многие предприниматели, которые еще вчера были готовы вкладывать деньги, сегодня к этому уже не готовы. И за рубежом то же самое.
"DW": Чего хочет добиться бюрократия: показать место Ходорковскому, лишить его собственности или основательно пересмотреть итоги приватизации?
Ясин: Речь идет не о приватизации в целом, речь идет о перераспределении собственности. Путин привел к власти команду, которой до сих пор еще не удалось обогатиться. Она сейчас думает о 2008 годе, когда у Путина истечет второй срок президентских полномочий. Она должна обеспечить себе свою долю до этого срока.
"DW": Существует ли в России демократия?
Ясин: Существует демократия, но не реальная, а виртуальная, управляемая. И это тоже российская традиция. Тем не менее, нам удалось за относительно небольшой промежуток времени проделать большой путь в направлении демократии.
"DW": В одном из заявлений правозащитных организаций, под которым поставили подпись и Вы, содержится предостережение относительно опасных тенденций в России. В чем Вы видите самую серьезную опасность?
Ясин: В первую очередь, в ситуации, связанной со средствами массовой информации. Правительство, президент, власти постепенно установили полный контроль над средствами массовой информации. Радиостанция «Эхо Москвы» - последнее «окошечко», но и оно, видимо, будет осенью, перед выборами, тоже захлопнуто. Во-вторых, - избирательная система. Делается все возможное, чтобы поставить выборы под контроль. Центральная избирательная комиссия превратилась в настоящее министерство по выборам. Остается немного и это министерство будет само избирать депутатов.