На протяжении десятилетий ничего не оставалось незамеченным в российских многоквартирных домах и дворах. У КГБ были секретные информаторы в каждом здании, и если сосед казался подозрительным - полуночные гости, пьяные высказывания против начальства - то кто-то сразу же снимал телефонную трубку.
От попадания в донос стукача до получения статуса "врага народа" человека отделяла опасно тонкая грань. Только после 1991 года, когда спецслужбы избавились от многомиллионной армии информаторов, россияне смогли освободиться от пытливого взгляда властей.
Из всех свобод, полученных после распада советской империи, одной из самых важных была уверенность в том, что дворник не смотрит, какую газету вы выбрасываете в мусорной бак и кто пришел к вам в гости. Людей больше не сажают в тюрьму по доносу соседа, который просто хочет заполучить квартиру несчастного.
Сейчас разворачивается война против терроризма. В последние месяцы когда-то непобедимым российским спецслужбам пришлось пережить несколько смертоносных атак - от захвата театрального центра в октябре прошлого года до двух взрывов, устроенных в Москве террористками-смертницами.
Что же делать? КГБ, может быть, и ушел в историю, однако для борьбы с новым врагом его методы извлекаются на свет божий. Московская городская Дума рассмотрела законопроект о создании новой сети местных информаторов, чьи обязанности будут заключаться в скрытном наблюдении за своими домами и сообщении о "подозрительной деятельности" в милицию.
Пилотная программа уже действует в районе Таганки, в пяти милях (миля = 1,609 км - прим. пер.) от Кремля, где, по словам организаторов, добровольцы, некоторые из которых станут платными информаторами, будут высматривать не только террористов, но и воров, пьяниц, бродяг, агрессивную молодежь - всех, кто заслуживает звонка в милицию.
Власти заявляют, что эта программа ничем не хуже, чем аналогичные программы в США или Европе.
"С самого первого дня службы в милиции я имел дело с ответственными добровольцами, которые считали помощь милиции своей социальной обязанностью", - говорит подполковник Анатолий Шлыков. По мнению представителей правоохранительных органов, для предотвращения актов терроризма необходимо работать в тесном контакте с населением. "Людям недостаточно просто чувствовать ответственность за предоставление информации милиции. Им также важно знать, что они получат за это материальное вознаграждение".
Согласно представленному в этом месяце законопроекту, получившему одобрение московского мэра, председатели наблюдательных советов будут получать 3000 рублей в месяц, то есть около 300 долларов США (так в тексте - прим. пер.). Информаторы будут служить бесплатно, хотя милиция утверждает, что будет вознаграждать за ценную информацию.
Не все встретили это предложение с одобрением. В стране, все еще страдающей от своего гулаговского прошлого, законопроект вызвал у некоторых людей неприятные воспоминания. Он вызвал не меньшие разногласия, чем те, что имели место в Конгрессе США при принятии Закона о борьбе с терроризмом (USA Patriot Act). Последний предоставляет сотрудникам американских правоохранительных органов, помимо прочего, право тайно проводить обыски или проверять, какие книги покупает человек, если его подозревают в связи с иностранными террористами.
"Дорога в ад часто бывает вымощена благими намерениями, особенно в условиях угрозы терроризма, - говорит один из противников законопроекта депутат Евгений Бунимович. - В нашей стране каждый может оказаться под подозрением".
Павел Вощанов, бывший пресс-секретарь экс-президента Бориса Ельцина, предупредил, что этот закон даст старушкам, сидящим в наших дворах, новое оружие. "Я могу сказать, кто вступит в советы: старые агрессивные бабушки, которым нечего делать, и у которых достаточно негативной энергии, чтобы преследовать нас".
Таганка - это район среднего и рабочего класса, в котором проживают около 96000 жителей - пенсионеров, рабочих и представителей интеллигенции. "Она была выбрана за то, что представляет собой широкий срез московского общества", - отмечает депутат городской Думы Инна Святенко, внесшая закон на рассмотрение.
"Я живу в Москве и у меня двое маленьких детей. Каждый день я лично провожаю свою дочь-шестиклассницу в школу. Практически все подъезды в Москве оборудованы замками. Мы пытаемся внедрить систему видеонаблюдения. Около 60-ти процентов квартир оснащены стальными дверями. Однако невозможно жить только в квартире. Но, чтобы обезопасить наши дворы, необходимо поставить в каждом из них по четыре милиционера. Город станет полицейским государством".
Именно это, по ее словам, заставило ее задуматься над тем, чтобы превратить граждан в милиционеров - по крайней мере в глаза и уши правоохранительных органов.
Участница эксперимента Анна Барсуцкая, 69-летняя бабушка, имеющая троих внуков, признает, что эта акция является возвратом в прошлое. "Ну и что же, - спрашивает она, - в этом плохого?"
"Мы не пытаемся засунуть нос в личную жизнь других людей. Однако если мы видим незнакомца, видим, что неизвестный человек снимает в нашем доме квартиру, мы хотим знать, кто это. И если что-либо вызывает опасения, то мы обратимся за помощью к милиции".
Вполне понятно, что не всем нравится подобное стремление граждан к наживе. По словам Барсуцкой, недавно ей позвонил мужчина, говоривший грубым голосом с акцентом, который сказал, что милиция только что провела обыск в квартире по предоставленной ею информации.
"Он начал оскорблять меня, угрожать, его речь была пересыпана уголовным жаргоном. Он сказал, что все информаторы должны быть убиты".
Барсуцкая старалась казаться уверенной, однако было видно, что она дрожит. "В Москве полно людей, которым есть что прятать от правоохранительных органов. И они не остановятся ни перед чем".
Жители близлежащих домов в основном высказывались за то, чтобы дать проекту пробный шанс. Однако одна из женщин отметила: "Некоторые люди полностью поражены завистью, и они начнут сообщать милиции о своих соседях все подряд, будь то полезная информация или нет".