Сэр!
Маршалл Голдман (Marshall Goldman) в своей статье "Гонения против олигархов дорого обойдутся российской экономике" от 26 июля этого года правильно называет приватизацию российских государственных предприятий в середине 1990-х годов определяющим моментом в посткоммунистической истории страны. Недавние события, связанные с арестом Платона Лебедева, также имеет отношение к тем порочным методам, которые применялись при передаче государственной собственности в руки определенной группы лиц.
Как бы то ни было, г-н Голдман должен был также привлечь внимание к тому факту, что прошло уже три года с тех пор, как президент Владимир Путин заключил с олигархами соглашение, по которому власти закрывают глаза на их прошлые нарушения, и, что более важно, не будут проводить деприватизацию, при условии, что олигархи будут заниматься исключительно развитием своего бизнеса в России. Изменение направления движения капитала, описанное г-ном Голдманом, произошло в результате заключения этого соглашения.
Михаил Ходорковский открыто поддержал две ведущие оппозиционные партии, "Яблоко" и коммунистов, преследуя цель ускорить экономические и политические реформы, что привело бы к укреплению стабильности и обеспечило бы "Юкосу" более эффективную среду для деятельности. Это помогло бы компании создать себе политический капитал и повысить стоимость ее акций. Хотя оказание политическим партиям финансовой помощи по западным стандартам приемлемо, существуют опасения, что в России голоса могут, и, скорее всего, будут покупаться.
Так же очевидна обеспокоенность Кремля тем, что бизнесмены могут приобрести независимость и реальную политическую власть. Отсутствие ответа со стороны Владимира Путина позволяет предположить, что он не может показать, сторону какой из существующих в Кремле групп он занимает.
Говоря о трехстах миллионах долларов США, которые г-н Ходорковский заплатил за компанию, оценивавшуюся 2 июля 2003 года в 20 миллиардов долларов, необходимо отметить, что эта оценка основывается на стоимости акций, равной десяти долларам. В 1998 года каждая акция оценивалась всего в 15 центов. То есть г-н Ходорковский увеличил стоимость компании, хорошими способами или плохими, более чем в 60 раз менее чем за пять лет. Вопрос заключается не в том, является ли воровством уплата 300 миллионов долларов за недооцененную компанию, а скорее в том, откуда у тридцатилетнего человека нашлись 300 долларов миллионов на покупку.
Более того, недавние расходы Романа Абрамовича в Великобритании - это не просто забава, это наглядная попытка уклонения от ответственности. Его богатство было заработано в России, тоже в процессе приватизации, и до тех пор, пока он будет реинвестировать его в свою страну, обыкновенные россияне тоже будут получать от этого некоторую выгоду. Нужно понимать, что заработать огромные деньги на приобретении госсобственности по заниженным ценам, а затем выводить средства за границу - значит усугублять правонарушение.