«Мы можем поздравить себя: наша работа по борьбе с терроризмом в Чечне закончена», - сказал глава российской контрразведки Николай Патрушев после того, как его начальник, президент Владимир Путин, распорядился о передаче руководства войсками в Чечне. С этого момента ответственность за борьбу против мятежников будут нести внутренние войска Министерства внутренних дел, а не пресловутые подразделения ФСБ. С этого момента, сказал Патрушев, речь пойдет об «обеспечении общественного порядка».
ФСБ снискала себе славу, прежде всего, своими жестокими зачистками в чеченских селах. Подразделения без всяких опознавательных знаков, с замазанными черной краской номерами на бронетранспортерах, с людьми в масках терроризируют население в течение четырех лет с начала войны. Местное население называет их «эскадронами смерти». Кремль отрицает, что подобные существуют.
Согласно информации правозащитных организаций, таких, как «Мемориал» и "Human Rights Watch", так называемые «зачистки» нередко сопровождаются грабежами, изнасилованиями и расстрелами без всякого разбирательства. Существенным источником доходов во время таких «зачисток» для российских войск стал захват заложников. Так, чеченские семьи вынуждены платить российским похитителям в качестве выкупа за труп иногда 5 000 долларов США, за живого родственника, похищенного без санкции на арест, порой 10 000 долларов США.
То, что смена в руководстве контингента войск, насчитывающего 80 000 человек, приведет к соблюдению в обращении с населением права и законности, в Чечне, как и раньше, никто не верит. «Эта смена в руководстве вооруженными силами - политический жест, который реально ничего не изменит, - считает Юрий Орлов из «Мемориала». - Зачистки будут продолжены».
Причина смены руководства связана, видимо, с предстоящими президентскими выборами в сепаратистской кавказской республике. 5-го октября в Чечне пройдут выборы. Кремль хотел бы в их преддверии создать впечатление, будто полномочия структур безопасности передаются местной милиции, которая укомплектована в основном чеченцами.
Речи о разрядке напряженности, о конце боев не может и быть. Взять, хотя бы последние 24 часа: в Гудермесе из гранатометов было обстреляна штаб-квартира партии «Единая Россия»; в Шатое убит боевик; в Ведено армейский грузовик наскочил на мину, при этом один солдат был ранен; в Грозном в результате подрыва на мине ранены два военнослужащих; в Урус-Мартане на мине с дистанционным управлением подорвались вместе со своим «Уралом» два солдата срочной службы. Согласно официальным данным, с начала войны российские вооруженные силы потеряли 4 000 человек убитыми и 15 000 ранеными. Надежных данных о потерях среди боевиков и гражданского населения нет.
К тому же все большую опасность стали представлять собой, как и на Ближнем Востоке, террористы-смертники. В Чечне в ходе террористических актов с их участием погибли уже более 100 человек.