«Уничтожение Удея и Кусея, - поведал журналистам командующий наземными силами в Ираке, - определенно станет поворотным пунктом в борьбе с силами сопротивления». Разумеется, оно стало поворотным пунктом, но, к несчастью, не в ту сторону, о которой говорил высокопоставленный военный. В день, когда он сделал свое заявление, иракские повстанцы убили одного американского солдата и ранили шестерых. На следующий день погибло еще трое американцев; всего за прошедшую неделю было убито пять и ранено семь американских солдат. В понедельник погиб один американец, еще трое были ранены. Это наихудшие показатели за неделю с тех пор, как Буш объявил всему миру, что война в Ираке закончена.
Мало найдется людей, которые верят в то, что сопротивление в Ираке действовало и действует по инструкциям Саддама Хусейна и его одиозных родственников, и что оно закончится после их ликвидации. Тем не менее, похоже на то, что в эту немногочисленную группу верующих входят как американские военные, так и гражданская администрация Ирака. В сотый раз после того, как США вторглись в Ирак, прогнозы экспертов, имеющих доступ к разведывательной информации, оказались менее удачными, нежели пророчества тех, кто таковой информацией не располагает. И в сотый раз ошибочность официальных прогнозов была списана на «промахи разведки».
Это объяснение заслуживает все меньшего доверия. От нас ожидали, что мы поверим в исключительную и неповторимую неспособность спецслужб США разобраться в том, что большинство иракцев жаждет избавления от американских солдат ничуть не меньше и не менее страстно, чем - от власти Саддама Хусейна? Пентагону и Белому дому не хватает отнюдь не разведданных, они страдают от дефицита восприимчивости. Здесь нужно говорить не о несостоятельности спецслужб, а о провале идеологии.
Чтобы понять природу этого провала, нужно обратиться к реальности, которая не так часто обсуждается в печати. США перестали быть всего лишь нацией. Теперь это - религия. Американские солдаты вошли в Ирак, чтобы освободить его народ не только от диктатора, лишить его нефти и суверенитета. Они пришли, чтобы спасти иракцев от отсталости. Как говорил Буш в тот день, когда ему довелось объявить о победе американского оружия: «Где бы вы ни оказались, вы несете с собой надежду, а эта миссия древняя и вечно новая".
Таким образом, американские солдаты перестали быть земными воинами, они превратились в миссионеров. Теперь они больше не убивают врагов; они изгоняют демонов. Люди, которые проводили опознание Удея и Кусея, забыли приделать им маленькие рожки, но и без этого им удалось передать их принадлежность к потустороннему миру. Подобно своим предшественникам, посылавшим миссионеров в другие страны, высокопоставленные американские священники не в состоянии представить себе, что язычники могут оказывать сопротивление, лишь по собственному свободному волеизъявлению. Напротив, они считают, что если эти самые язычники отказываются принять их веру, то они делают это по внушению и наущению дьявола, воплощением которого в данном конкретном случае является Саддам Хусейн.
Как показывает Клиффорд Лонгли (Clifford Longley) в своей замечательной книге «Избранники», вышедшей в свет в прошлом году, отцы-основатели США, хоть порой и утверждали прямо противоположное, ощущали, что ими руководит некая божественная воля. Томас Джефферсон (Thomas Jefferson) хотел, чтобы на Большой государственной печати США были изображены израильтяне, «днем ведомые облаком, а ночью столбом пламени». Джордж Вашингтон (George Washington) в своей инаугурационной речи требовал, чтобы каждый шаг к независимости был «отмечен знаком провидения».
Лонгли считает, что формирование американской нации происходило в рамках процесса «подмены» (имеется в виду "подмена" Богом избранного народа - прим. пер.). Римская католическая церковь заявляла о том, что именно она, а не евреи является избранницей Божьей, поскольку последние отвергли Христа. Английские протестанты обвинили католиков в вероотступничестве и утверждали, что именно их возлюбил Господь. Американские революционеры в свою очередь, считали, что англичане нарушили завет. Теперь американцы стали избранной нацией, призванной создать царство Божие на земле. Шесть недель назад как будто для того, чтобы показать, что эта вера не умерла, Буш вспомнил слова Вудро Вильсона (Woodrow Wilson). «Америка, - процитировал он, - обладает духовной энергией, благодаря которой именно она, а не другая нация, внесет вклад в освобождение человечества».
Постепенно представление об исключительной роли американской нации было дополнено еще одной, более опасной идеей. Американцы - не просто нация, избранная Господом, Америка призвана осуществлять божественную миссию. Так в своей прощальной президентской речи Рональд Рейган (Ronald Reagan) назвал свою страну «сияющим градом на холме», намекая на Нагорную проповедь. Однако Иисус говорил в ней не о преходящем Иерусалиме, а о царствии небесном. Однако в речи Рейгана шла речь не только о том, что царствие Божие следует искать в США, там упоминалось и адрес земного царства Зла. «Империей зла» Рейган назвал СССР, против него и должны были сражаться Его праведные воины.
После терактов в Нью-Йорке, представление о США, как о богоизбранной нации было расширено и освобождено от примесей. В декабре 2001 года Рудольф Джулиани (Rudy Giuliani), тогда мэр города, произнес свою последнюю речь в часовне Св. Павла, распложенной неподалеку от того места, где когда-то возвышались башни-близнецы. «Все это означает, - сказал он тогда, - что вы выбираете Америку, разделяете ее идеалы и все, что с этим связано. Абрахам Линкольн говорил, что мерилом принадлежности к американской нации ... может служить сила веры в Америку. Поскольку мы - как религия. Светская религия». Часовня, в которой Джулиани довелось произнести последнюю мэрскую речь, священна не только потому, что здесь совершаются богослужения, но и благодаря тому факту, что однажды сам Джордж Вашингтон прочитал в ней проповедь. Теперь, сказал он, «это святая земля для тех, кто знает, что такое Америка».
США больше не нужно взывать к Богу. Теперь Америка и есть Бог, а те, кто распространяют свет за ее пределами, делают это от имени царства Божьего. Флаг США приобрел святость, равную святости Библии, а имя нации столь же священно, как и имя Божье. Таким образом, пост президента превращается в духовный сан.
Ну а те, кто оспаривают внешнюю политику Буша, из простых критиков превращаются в богохульников или «антиамериканистов». Те зарубежные государства, что пытаются повлиять на эту политику, напрасно тратят свое время: переговоры можно вести с политиками, но никак не со священниками. США выполняют божественную миссию, как сказал Буш в январе этого года, «по защите . надежд всего человечества» и пусть скорбят те, чьи надежды идут вразрез с американским образом жизни.
Опасности, которыми чревато самообожествление наций, вряд ли требуют разъяснений. В 30-х годах Япония вступила в войну, подобно Джорджу Бушу пребывая в уверенности, что ей суждено выполнить божественную миссию по «освобождению» Азии и расширению своей божественной империи. Она должна была, как предсказывал фашистский идеолог Кита Икки (Kita Ikki), «нести свет во тьму, которой объят весь мир». Те, кто тщатся подменить земное небесным, обречены строить на Земле ад.
Джордж Монбиот - автор книг "Отравленные стрелы" и "Ничья земля"