Вступительное слово Буша. Меня волнуют главным образом два вопроса: безопасность народа Америки и экономическая безопасность страны.
Что касается национальной безопасности, прошло 90 дней с момента окончания боевых операций в Ираке. Страна освобождена от тирании и встала на путь к самоуправлению и миру. Регулярно заседает Правящий совет Ирака. Идет подготовка местных кадров для полиции. Граждан вербуют в новые иракские вооруженные силы. Вскоре народ начнет готовить новую конституцию, а за этим последуют свободные выборы.
Условия на большей части территории Ирака становятся более спокойными. Однако в некоторых районах воинствующие остатки режима Саддама Хусейна (Saddam Hussein), вместе с террористами и уголовниками, делают последнюю попытку запугать иракский народ и подорвать решимость нашей коалиции. Это им не удастся.
Американский народ гордится своей армией и благодарен солдатам за их жертвы.
Свободный и миролюбивый Ирак очень важен для стабильности на Ближнем и Среднем Востоке, а это, в свою очередь, необходимо для безопасности народа Америки.
Нам известно, что Саддам Хусейн производил и хранил химическое и биологическое оружие, а также применял химическое оружие. Он долгие годы скрывал свои программы в области оружия массового поражения от мировой общественности. В настоящее время мы направили в страну группы экспертов, которые делают все от них зависящее, чтобы раскопать истину.
По мере распространения свободы в ближневосточном регионе будет снижаться вероятность того, что в нем получат распространение идеологии ненависти и будет проводиться вербовка террористов.
США совместно с союзниками завершат свою миссию в Ираке. Мы завершим нашу миссию в Афганистане. Мы сдержим слово, данное народам этих стран. Мы будем бороться против террора повсюду, где наши враги плетут заговоры против наших вооруженных сил и нашего народа.
Моя администрация также принимает меры для обеспечения экономической безопасности народа Америки. Мы уже ввели сокращение налогов, которое облегчило жизнь миллионам налогоплательщиков и предприятий малого бизнеса. Американские семьи начали получать чеки по 400 долл. на каждого ребенка по программе налогового кредита на детей.
Мы видим обнадеживающие признаки ускорения роста нашей экономики. Однако масштабы безработицы в стране все еще слишком велики. И мы не успокоимся, пока ищущие работу американцы не сумеют трудоустроиться.
Конгрессу следует принять здравый закон об энергетической безопасности США. У нас должны быть надежные источники энергоресурсов.
Экономической безопасности пожилой части населения США угрожает растущая стоимость лекарств. Я рад, что конгресс позаботился о пожилых людях Америки, включив вопрос о лекарственном обеспечении в программу страховой медицинской помощи "Medicare".
А теперь я готов ответить на вопросы.
Вопрос. Теперь, когда сыновья Саддама убиты, а его главный телохранитель пойман, насколько близки мы к захвату или уничтожению самого Саддама? Насколько это важно для окончания войны и прекращения актов насилия против американских войск? А также, что Вы можете сказать о тех солдатах, которые храбро сражались, но теперь хотят домой, учитывая, что трудно отыскать страны, готовые послать в Ирак свои войска для замены нашего контингента?
Ответ. Нам нужен хороший план регулярной замены наших военнослужащих в Ираке. Уже определены сроки возвращения в места постоянной дислокации для частей 3-й пехотной дивизии армии США. Кстати, в процессе ротации войск мы будем менять состав нашей группировки, чтобы быть более приспособленными к новым задачам.
Теперь, что касается поимки Саддама Хусейна. Уничтожение его сыновей позволило изменить настроения в Ираке. Люди больше не верят в возвращение баасистского режима. Мы постепенно добиваемся успехов в деле убеждения иракского народа, что справедливость рано или поздно восторжествует, а преступники будут обезврежены.
Вопрос. Нас предупреждают об угрозе новых террористических актов нынешним летом. Насколько серьезна эта угроза, и что Вы можете предпринять, чтобы с ней справиться? Как американцы могут чувствовать себя в безопасности?
Ответ. Война с террором не прекращается. Остатки "Аль-Каиды" все еще вынашивают планы в отношении Америки. Угроза реальна. Мы не знаем, когда, где и как. Но кое-что мы знаем. Наши данные свидетельствуют, например, что им хотелось бы опять использовать самолеты, обслуживающие международные авиалинии. А потому нам нужно и дальше строго следовать новым правилам безопасности в аэропортах и на воздушных судах. Об этом же мы предупреждаем иностранные правительства и авиакомпании. Я уверен, что нам удастся сорвать планы террористов - угонщиков самолетов. Многих известных боевиков "Аль-Каиды" мы уже обезвредили. Но охота продолжается.
Вопрос. Почему засекречена часть доклада о событиях 11 сентября, касающаяся Саудовской Аравии? Не могли бы Вы вкратце передать ее содержание?
Ответ. Это могло бы иметь негативные последствия для войны с террором. Сейчас не время раскрывать наши методы сбора разведывательных данных.
Вопрос. Ключевой частью Вашего обоснования необходимости войны против Ирака были якобы существовавшие связи Саддама Хусейна с "Аль-Каидой". Не были ли эти связи преувеличены ради оправдания войны? Или же Вы, наконец, можете нам предложить окончательные свидетельства сотрудничества Саддама с "Аль-Каидой"?
Ответ. Нам нужно время для сбора и анализа доказательств. Я уверен, правда выплывет наружу. Не сомневаюсь, что Саддам Хусейн представлял угрозу для безопасности Соединенных Штатов и для мира в регионе.
Вопрос. Разумеется, наша планета стала лучше без Саддама Хусейна. Но здесь, в Америке, а также и во всем мире имеется ощущение, что США утратили доверие к себе, построив доказательства в пользу войны с Ираком на зыбкой почве и даже, как утверждают некоторые, на несуществующих фактах. И поэтому я просто хочу понять, почему Вы предпочли ввергнуть нас в войну таким путем?
Ответ. Демократию невозможно построить в одночасье. Свободный Ирак важен для мира в ближневосточном регионе. Миру нужна свобода. Саддам Хусейн представлял угрозу. Мы собрали огромный массив разведывательной информации, хорошей информации, на основании которой я и принял решение. Нам необходимо обнародовать доказательства, и я уверен, что наши поиски позволят получить то, в чем я абсолютно уверен: у Саддама была программа разработки оружия массового поражения. Я уверен, что история докажет правоту моего решения.
Вопрос. Вы только что упомянули, что Ваша работа требует демонстрации результатов. Прошел уже год, как Северная Корея уведомила правительство США, что намерена расконсервировать свою программу создания ядерного оружия. Вы неоднократно заявляли, что намерены решать эту проблему дипломатическим путем. Что Вы можете привести в обоснование того, что за истекший год Ваша администрация чего-то добилась в этом плане, чтобы наш народ мог сказать "Этот президент получил результаты"?
Ответ. Да, наша прежняя политика не принесла желаемых результатов. Мне кажется, что наилучший путь убеждения северокорейцев отказаться от своей ядерной программы - подключить к этому вопросу другие страны региона. Как раз сегодня утром я беседовал по телефону с Ху Цзиньтао (Hu Jintao) и попросил его не уходить от процесса переговоров с Ким Чен Иром (Kim Jong Il), ибо разработка северокорейцами оружия массового поражения не отвечает интересам его страны. Я сказал г-ну Ху, что нам важно участие в переговорах с Северной Кореей также Японии, Южной Кореи и России. Я верю, что совместными усилиями мы добьемся изменения курса Ким Чен Ира, что станет очень позитивным событием для мира в регионе.
Вопрос. Г-н Президент, Вы часто говорите о необходимости держать ответ за свои действия. Почему Вы не привлекли к ответственности Кондолизу Райс (Condoleezza Rice) за ее заявление, что Ваш Белый дом признал ошибочным включение в Ваше обращение к нации пункта о попытках Ирака купить уран? Кстати, не хотите ли Вы признать собственную ответственность за эту неточность в Вашем обращении к нации?
Ответ. Я, разумеется, несу персональную ответственность за все, что говорю. Абсолютно. Я также несу ответственность за решения о войне и мире. И я проанализировал огромный объем информации. Я пришел к выводу, что нужно устранить от власти Саддама Хусейна. Я не стану повторять, что мы приняли 12 резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Вот только многие другие страны, согласные с нами, не желали действовать во исполнение этих резолюций. А мы решили действовать, потому что Саддам Хусейн представлял угрозу. Д-р Райс - честный, легендарный человек, и Америке повезло, что она ей служит. Точка.
Вопрос. Мы имеем дефицит бюджета порядка 200 млрд. долл., а кое-кто утверждает, что к 2008 году мы бы его ликвидировали, если бы не сокращение налогов. Не думаете ли Вы, что именно эти налоговые сокращения ответственны за дефицит, и не волнует ли Вас это?
Ответ. Послушайте, мы имели бы дефициты и без сокращения налогов. Наполняемость казны, начиная с 2000 года, снижается вследствие стагнации экономики и сокращения капитализации рынка ценных бумаг. Далее, мы потратили деньги на войну и тратим их на обеспечение безопасности у себя дома. Наши солдаты должны иметь все самое лучшее, а поэтому мы увеличиваем расходы на оборону и внутреннюю безопасность. Спад в экономике продолжается дольше, чем мы могли ожидать. Дефициты неизбежны. Несомненно, часть нынешнего дефицита вызвана сокращением налогов: примерно 25% суммы дефицита. Мы запланировали вдвое сократить дефицит в ближайшие 5 лет. Я оптимистично оцениваю нашу экономику. Но я не прекращу усилий с целью обеспечения рабочими местами нынешних безработных.
Вопрос. Вы разработали "дорожную карту" для Ближнего Востока, где сказано, что Палестинское государство может быть образовано к 2005 году. Вы по-прежнему считаете, что это возможно? Или этот срок может отодвинуться?
Ответ. Я все еще думаю, что это реально. Мы добились большого прогресса за сравнительно короткое время. Я верю в честные намерения премьер-министра Аббаса (Abbas), который заявляет, что хочет мирного Палестинского государства, для чего мы должны искоренить терроризм. В этом с ним согласен и его шеф службы безопасности г-н Далан (Dahlan). Нам нужно им помогать.
Вчера я имел беседу с г-ном Шароном (Sharon). Мы обсудили все острые вопросы. Я верю, что г-н Шарон хочет мирного Палестинского государства. Я также уверен, что он призовет остальных региональных лидеров помочь израильско-палестинскому мирному урегулированию, а также напомнить некоторым странам, чтобы они не дестабилизировали этот процесс. Например, Иран заявил, что его целью является уничтожение государства Израиль. Мы должны коллективно напомнить Ирану, что ему не следует создавать ядерного оружия.
Вопрос. Я хочу задать Вам другой вопрос, касающийся Вашего обращения к нации. Вы говорили о борьбе со СПИД'ом в Африке и упомянули новую инициативу, на которую предусмотрено израсходовать 15 млрд. долл. за 3 года. Но специалисты заявляют, что в действительности сумма куда меньше названной. Вроде бы на первый год выделяется всего 400 млн. долл. Хочу Вас спросить, Вы готовы подтвердить цифру 15 млрд. долл. и гарантировать, что эти деньги попадут в Африку?
Ответ. Да, абсолютно. После моей поездки в Африку я уверен, что мы поступаем правильно. Мы должны помогать страждущим.
Вопрос. Не собираетесь ли Вы послать крупные силы в Либерию?
Ответ. Прежде всего, изложенные мною условия для направления наших солдат в Либерию никто не отменял: Чарльз Тейлор (Charles Taylor) должен уйти, должно быть заключено перемирие, а мы там будем помогать Организации западно-африканских стран по экономическому сотрудничеству (ECOWAS). Хочу также напомнить вам, что численность наших войск будет ограниченной, равно как будет ограниченной и время их миссии. Необходимо стабилизировать обстановку в Либерии.
Вопрос. Хочу спросить Вас еще об Иране. Мы что, начинаем подготовку к войне против него?
Ответ. Мы не отказываемся ни от какого пути. В данный момент лучше всего уговорить другие страны присоединиться к нам и ясно декларировать, что создание иранского ядерного оружия не отвечает их интересам. Народ Ирана хочет свободы, и мы на его стороне. Мы должны послать ясный сигнал. Наряду с США это должны сделать и европейцы.
Некоторые из вас были со мной во время визита в Россию, и вы помните, что я говорил с моим другом Владимиром Путиным о необходимости помнить о желании Ирана иметь ядерное оружие. Мы добиваемся прогресса в этом вопросе. Я искренне верю, что этот вопрос может быть решен мирным путем. Нужны сосредоточенные усилия государств всего мира. Кстати, вам будет интересно узнать, что в Иране и правда задержаны боевики "Аль-Каиды". Пусть уж лучше они сидят за решеткой, чем продолжают плести свои заговоры. Я надеюсь также, что иранцы прислушаются к советам соседей и отдадут этих людей нам.
А теперь, пожалуйста, последний вопрос.
Вопрос. Поскольку у Вас на уме сейчас Калифорния, я хочу задать вопрос о кампании за отзыв (губернатора).
Ответ. У нас, в Техасе, отзывов не бывает, слава богу. Это вопрос прежде всего к калифорнийцам. Они вправе решать, быть или не быть отзыву - и они решили. А теперь им нужно решить, кто у них будет губернатором. Это единственное, что я хотел сказать.
Спасибо за внимание.