Г-н Миникес - представитель США в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, г-н Перина - специальный переговорщик США по конфликтам в Евразии, Памела Хайд Смит - посол США в Республике Молдова
5 августа 2003 года. Журналист Владимир Сокор (Vladimir Socor) в своей опубликованной на страницах этого издания 16 июня с.г. статье "How to Discredit Democracy and Federalism" совершенно правильно описывал Приднестровье, этот сепаратистский регион Молдовы, как "черную дыру на пороге Европы". К сожалению, анализ г-на Сокора в написанной позднее, а именно 25 июля с.г., статье "The EU Can Secure Its Own Neighborhood" оказался необоснованным. Он неправильно оценивает план разрешения спора из-за Приднестровья путем создания федеративного государства Молдова как "главным образом российский проект", который "вручит Москве постоянный рычаг влияния на Молдову". Фактически, этот план, предложенный в прошлом году международными посредниками - Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Россией и Украиной - представляет собой лучшую надежду за более чем десятилетие конфликта сделать Молдову стабильной, единой, демократической и более привлекательным кандидатом на интеграцию в Европу.
Последние 10 лет две стороны не способны договориться о взаимоприемлемой основе прекращения раздела страны, который стал результатом кратковременной, но ожесточенной гражданской войны после распада Советского Союза. Только после предложения посредников сепаратистские власти Приднестровья впервые дали понять, что готовы, на базе данного предложения, быть частью Республики Молдова. Сейчас Совместная конституционная комиссия работает с международными экспертами над проектом новой конституции, которая позволит реинтегрировать Приднестровье в состав Молдовы.
Если изъять из арсенала критиков недоказуемый аргумент, что усилия по реинтеграции являются недемократичными, то их главный тезис сводится к ложной посылке, что предлагаемое решение в форме федеративного устройства помешает усилиям Молдовы по интеграции в Европу. В действительности справедливо как раз обратное. До тех пор, пока не решен конфликт из-за Приднестровья, Молдова не будет привлекательным кандидатом на интеграцию в Европу. Единственная альтернатива, которую предлагают противники федерализма, это ждать - быть может, многие годы, а быть может, и вечно - пока обстоятельства позволят объединиться на их условиях.
Соединенные Штаты непрерывно агитируют за резолюцию по Приднестровскому конфликту, которая была бы приемлемой для большинства молдаван и которая проложила бы путь к ускоренной демократизации и экономическому развитию беднейшей страны в Европе. Мы полностью доверяем ОБСЕ и поддерживаем ее посреднические усилия по поискам путей прекращения данного конфликта. Мы также продолжаем сотрудничать с другими ключевыми международными игроками, включая Европейский Союз (ЕС), Россию и Украину, в попытках убедить обе стороны, но особенно сепаратистов, конструктивно подойти к переговорам и урегулировать свои разногласия, которые столь трагично отбросили всех молдаван далеко назад в борьбе за лучшую жизнь. В феврале США и ЕС совместно объявили, что не станут выдавать виз главным руководителям Приднестровья - шаг, который, по нашему убеждению, подстегнул недавний прогресс в переговорах о политическом урегулировании конфликта.
Хотя правительство Молдовы и власти Приднестровья по-прежнему расходятся по ряду важных вопросов, недавние встречи Совместной конституционной комиссии знаменуют важный шаг на пути к политическому урегулированию. Две стороны согласились, что, как только эта комиссия подготовит проект новой конституции, он будет представлен на суд общественности, и по нему будут проведены отдельные референдумы в обеих частях страны. Народ Молдовы, таким образом, будет окончательным судьей в вопросе о том, создает ли эта конституция основу для той страны, в которой они хотят проживать.