В феврале российский миллиардер Михаил Ходорковский поучал в Кремле президента России Владимира Путина, предостерегая, что "коррупция в стране ширится", и задавая направленные вопросы в отношении принадлежащей государству компании, которая является конкурентом принадлежащей ему компании "Юкос". Г-н Путин в ответ заметил, что "Юкос" приобрела огромные резервы нефти. "Как это им удалось?" - спросил он.
В то время мало кто здесь усмотрел в словах г-на Путина что-либо иное, кроме не очень-то тонкого выпада с намеком на прошлое г-на Ходорковского. Однако в прошлом месяце правоохранительные органы начали масштабное наступление на "Юкос", арестовав Платона Лебедева, одного из партнеров г-на Ходорковского, и открыв не менее восьми расследований по уголовным делам, в том числе связанным с убийством и покушением на убийство. Очень быстро дело "Юкоса" разрослось в политический и экономический скандал. За 4 недели российский рынок ценных бумаг упал на 15%, что обошлось инвесторам в 20 млрд. долл. США. "Кризис очень глубокий, и он углубляется", - считает политический стратег Кремля Глеб Павловский.
Премьер Михаил Касьянов назвал тактику прокуратуры "чрезмерной". Однако сам г-н Путин хранит молчание, делая туманные намеки на то, что в подобных делах неуместны "выкручивание рук" и "тюремные камеры", но воздерживаясь от прямых высказываний по делу, которое, по мнению многих, может подорвать политическую стабильность, одно из самых главных достижений его правления, и доверие инвесторов к российскому рынку ценных бумаг.
Многие инвесторы опасаются, что нападки на "Юкос" сигнализируют о пересмотре результатов приватизационных сделок 1990-х годов. Сообщается, что другие российские олигархи, в частности, Олег Дерипаска и Роман Абрамович, тоже подвергаются нападкам. "Инвесторы очень встревожены, - говорит аналитик "Объединенной финансовой группы" Стефен О'Салливэн (Stephen O'Sullivan). - Кое-кого эта ситуация отпугнула, поскольку они решили, что Россия в действительности вовсе не изменилась". Все озабочены правами собственности и возникшим ощущением отсутствия безопасности.
Лидер коммунистов Геннадий Зюганов, обычно резко критиковавший грабительскую приватизацию 1990-х годов, на этот раз предостерег в отношении неблагоприятных последствий расследований. На прошлой неделе он заявил: "Подобные действия не только дестабилизируют обстановку, но также вносят хаос и могут парализовать финансовую и экономическую системы". Действия против "Юкоса" он охарактеризовал как "варварские".
В то же время дело "Юкоса" высветило глубокие расхождения внутри путинской администрации и заставило многих аналитиков поставить под вопрос способность г-на Путина контролировать влиятельные фракции в правительстве, которые враждуют между собой.
Г-н Ходорковский публично заявил, что, возможно, сам Путин санкционировал наезд на "Юкос", и предостерег, что это может означать возврат к "тоталитарному прошлому" России. Некоторые обозреватели считают, что г-н Путин неприязненно относится к г-ну Ходорковскому, считая, что он и его компания приобрели слишком большое влияние и стали представлять для него угрозу. Но один пожелавший остаться неназванным высокопоставленный чиновник правительства сказал в интервью, что г-н Путин не был заранее проинформирован о готовившихся акциях прокуратуры против "Юкоса". "Он понимает, что все произошедшее нанесло удар по экономике и дестабилизировало политическую обстановку, - сказал этот чиновник. - Но обыкновенно бывает проще попасть в подобную ситуацию, чем из нее выбраться".
Как бы там ни было, большинство здешних аналитиков сходятся во мнении, что дело "Юкоса" обострило борьбу внутри Кремля между фракциями, которые соперничают за доступ к уху президента. Одну их них возглавляет Александр Волошин, доставшийся г-ну Путину в наследство от ельцинской эпохи, а в другую фракцию входят ветераны советского Комитета государственной безопасности (КГБ), как и сам г-н Путин.
Группа во главе с г-ном Волошиным и путинская команда ориентирующихся на Запад экономических советников стали на сторону "Юкоса", публично, как это сделал Андрей Илларионов, предупредив о возможности "гражданской войны", если будут пересматриваться результаты приватизации.
Другая группа, так называемые "петербуржцы", хранит молчание, несмотря на обвинения в том, что двое помощников г-на Путина, Виктор Иванов и Игорь Сечин, оба бывшие оперативные работники КГБ, явились инициаторами наезда на "Юкос".
"Это борьба за президентские полномочия", - считает социолог Ольга Крыштановская, получившая здесь широкую известность благодаря своим работам по российской элите.
А тем временем расследования против "Юкоса" набирают обороты. На прошлой неделе г-н Ходорковский публично опроверг возможность компромисса с властями и обвинил прокуроров в том, что арест начальника службы безопасности "Юкоса" Алексея Пичугина по обвинению в двойном убийстве и арест г-на Лебедева являются следствием "политического заказа".
Многие критики действий прокуратуры опасаются, что дело "Юкоса" выйдет из-под контроля. "А что если местные губернаторы захотят 'пощипать' своих олигархов? - спрашивает Леонид Гозман, главный советник архитектора приватизации 1990-х годов Анатолия Чубайса. - Почему бы и нет, если сверху поступил сигнал".
Другие заявляют, что г-ну Путину и г-ну Ходорковскому не остается иного выбора, как только прийти к соглашению вне зависимости от того, насколько глубока их взаимная неприязнь. "В России есть власть и есть олигархи, и они взаимодействуют не в рамках закона, а путем заключения сделок. Когда им не удается договориться, начинается кризис, и именно это происходит сейчас, - сказала Ирина Хакамада, заместитель лидера Союза правых сил, который частично финансируется г-ном Ходорковским. - А поэтому сейчас все ожидают сделки. Никто даже и не пытается это скрывать".