С момента окончания «холодной войны» Франция, призывая восстановить баланс в системе международных отношений, не устает говорить о многополярности. При этом в Париже термин "многополярность" понимают как необходимость противопоставления европейских интересов интересам США. Однако такая попытка французов обречена, ибо большинство европейских партнеров Франции вовсе не желают, чтобы в обозримом будущем Европа находилась в состоянии противоборства с США. Так что французская версия многополюсного мира - это напрасная затея.
Концепция многополярного мира должна предусматривать создание такой системы международных отношений, в рамках которой Европа могла бы говорить с США на равных, то есть речь идет об отношениях равноправных партнеров. И если европейцев вынудят сделать выбор между Брюсселем - а, скорее всего, осью Париж-Берлин - и Вашингтоном, то они предпочтут Америку. Недавний иракский кризис наглядно подтверждает истинность этого тезиса. Тот факт, что Париж интерпретирует различие в позициях партнеров по обе стороны Атлантики как повод для противостояния, нужно рассматривать как врожденный дефект французской политики.
Однако вызовы сегодняшнего времени слишком серьезны, чтобы допускать раскол в трансатлантическом союзе. Нельзя забывать, что Западная Европа с 1945 года была эпицентром мировой экономической и политической системы, и в течение грядущих десятилетий ее удельный вес в мировой экономике не будет уменьшаться. Означает ли вышесказанное, что Франция должна подчиниться американскому диктату? Вовсе нет. Франция должна признать не право США на доминирование. Она должна признать приоритетную роль той связи, которая соединяет Европу с США.
Франция должна отказаться от своей интерпретации термина "многополярность" и понимать под этим понятием систему, которая учитывает могущество и потенциал Европы. Та концепция многополярности, которую мы предлагаем Франции, не означает, что она должна капитулировать. Напротив, такая многополярность, не будучи конфронтационной, позволит Европе реализовать ее честолюбивые планы.
В свою очередь, США должны отказаться от своих имперских притязаний и подтвердить свои обязательства, которые они взяли на себя в рамках международных организаций. Речь идет, в частности, о том, что ООН должна играть более важную роль. США должны вернуться к фундаментальным американским принципам и думать о том, чтобы быть примером.
* Фрэнк Журно - директор по общественным связям в Институте экономической стратегии (ESI) при Конгрессе США
* Клайд Престовиц - президент Института экономической стратегии (ESI) при Конгрессе США. До основания ESI являлся советником министра торговли США в администрации Рональда Рейгана. Престовиц - автор бестселлера об американо-японских торговых отношениях, соавтор ряда известных книг по международной торговле и деловой стратегии.
В мае 2003 года в Нью-Йорке вышла в свет новая книга Клайда Престовица: "Страна-изгой: американская доктрина однополярности и отказ от политики добрых намерений" (New York, Basic Books 2003). В этой книге автор подвергает резкой критике выдвинутую неоконсерваторами США концепцию создания однополярного мира и отвергает доктрину Джорджа Буша о праве США на ведение превентивных войн.