«Наконец-то у власти снова наш человек». Большое количество выпитой водки располагает к длинным, длинным речам. Когда добрых три года назад Владимир Путин стал президентом России, на Лубянке, в штаб-квартире российской контрразведки ФСБ, располагающейся недалеко от Кремля, ликовали. Дело в том, что сам Путин является питомцем ФСБ, он выходец из известной в не лучшем свете спецслужбы, которая по сути своей остается неизменной с того времени, когда она носила название КГБ.
С той поры глава государства осыпает своих бывших коллег все новыми постами. И вот теперь кремлевские соратники Путина начали, очевидно, борьбу за власть. В качестве противника они тут же избрали нефтяной концерн «Юкос»: самое крупное частное предприятие, которое к тому же возглавляет самый известный олигарх. Главу «Юкоса» Михаила Ходорковского предстоит сделать послушным с помощью прокуратуры. «Войной против «Юкоса» назвало московское издание «Журнал» продолжающееся уже месяц следствие.
Война против «Юкоса» это нечто большее, чем попытка Кремля усилить свое влияние на энергетический сектор промышленности. Речь тут идет о символе, о власти в стране, власти в Кремле. Дело в том, что спецслужба заявляет свои претензии на все большие полномочия. Так, глава ФСБ Николай Патрушев намерен заняться проблемой «мошенничества во время приватизации». Этим интересуется и общественность, но москвичи видят задачу ФСБ в совершенно иной сфере: по их мнению, ФСБ вообще упустила из виду свою самую главную задачу. Так, спецслужба не смогла предотвратить последний страшный террористический акт с участием террориста-смертника у военного госпиталя в Моздоке, в результате чего погибли 44 человека. Не справились со своей задачей сотрудники контрразведки и в прошлом году во время захвата заложников в московском Музыкальном театре.
Противник фракции ФСБ в Кремле был до последнего времени представлен в лице главы администрации Александра Волошина, серого кардинала в администрации. Он оказал большую услугу Путину в деле лишения власти прежде влиятельного олигарха Бориса Березовского. Вокруг него группируются, прежде всего, экономисты либерального толка.
По мнению людей, хорошо разбирающихся в расстановке сил в Кремле, за делами, связанными со следственными действиями в отношении «Юкоса», стоят два самых близких к Путину сотрудника: заместитель главы президентской администрации Игорь Сечин, а также главный кадровик Виктор Иванов. Оба знакомы с нынешним президентом по совместной службе в КГБ. «Сражение, развернувшееся вокруг «Юкоса", представляет собой жесткую борьбу за господствующие позиции в Кремле», - рассказывает Андрей Исаев, влиятельный депутат Думы из проправительственной партии «Единая Россия».
Волошин в борьбе за господствующие позиции в Кремле вынужден в последнее время прибегать к курьезным инсценировкам. Так, на прошлой неделе этот человек с высоким лбом, которого по аналогии с закулисным заправилой при царском дворе называют Распутиным, проинформировал международную прессу о подоплеке конфликта. «Путин не был проинформирован о начале следствия против «Юкоса», и он против этого. Но президент не может так вот просто оказать давление на Генеральную прокуратуру и заставить прекратить следственные действия», - утверждал Волошин.
Собственно, сам брифинг должен был пройти в закрытом режиме, но одна московская газета сообщила о нем на следующий день после его проведения - настоящая неприятность для человека, допущенного к уху Путина. Но он все же намекнул, что хозяин Кремля, как и в других случаях, когда против боссов от экономики заводились уголовные дела, снова был не в курсе дел. Рынки этому неправдоподобному утверждению 48-летнего Волошина, проживающего у своей матери, не поверили. «Случаи подобного рода, как это имеет место с «Юкосом», не могут происходить без одобрения Путина», - говорили в Москве.
Уже давно речь идет о чем-то большем, чем просто деталях истории с «Юкосом», начавшейся с того, что 2-го июля Платона Лебедева, человека номер два в империи «Юкос», доставили, подняв с больничной койки, в следственный изолятор. Сделано это было по обвинению в мошенничестве во время приватизации в 1994 году комбината по производству удобрений. Вскоре после этого прокуратура и следователи из ФСБ выдвинули дополнительные обвинения: в неуплате «Юкосом» во главе с Михаилом Ходорковским налогов, в присвоении акций и даже в организации заказных убийств. Последствия от предъявления подобных обвинений были, наверняка, просчитаны: пакет акций концерна «Юкос» стоит сегодня на рынке ценных бумаг на семь миллиардов долларов США меньше.
Сейчас Волошин пытается спасти то, что еще можно спасти. Бывший помощник машиниста Волошин считался до недавнего времени лучшим специалистом международного уровня по части идеологического обеспечения акций. Но успешной полосе в его жизни настал конец в период времени накануне войны в Ираке, когда он попытался, отправившись с визитом к советнику по национальной безопасности Кондолизе Райс (Condoleezza Rice), встать на сторону Америки, а глава Кремля в это время выковывал мирную ось с Германией и Францией. Уже тогда представителям армии, спецслужб и правоохранительных органов, так называемым «силовикам», удалось взять верх над либералами.
Теперь история может повториться, на этот раз в борьбе против «Юкоса». При этом речь идет о будущем клана бывшего главы Кремля Бориса Ельцина, так как его представителем является не только Волошин, но и Ходорковский. Главный акционер «Юкоса» сколотил себе сказочное состояние в ходе приватизации в смутные 90-е годы путем сомнительных сделок. Журнал "Forbes" оценивает его состояние в размере восьми миллиардов долларов США.
В этом плане важную роль играют, разумеется, и деньги: «Ходорковский был единственным, кто не хотел платить новым хозяевам Кремля», - говорит руководитель Наблюдательного совета и крупный акционер российского концерна, акции которого котируются на бирже. Сам он, по его словам, поступает, как и все, и поэтому у него нет никаких проблем. Вместо этого Ходорковский, как утверждают, финансировал оппозиционные партии. Кроме того, он заявил, что намерен создать в Думе парламентское меньшинство, способное блокировать решения. Хитрый миллиардер, охотно появляющийся в джинсовых костюмах, публично размышлял и о том, чтобы в 2007 году сменить кресло руководителя концерна на политическую карьеру.
Но, тем самым, самый богатый человек России оказался бы препятствием на пути Путина. Быть может, «силовики», пришедшие во власть при Путине, алчные представители государственных органов безопасности, начали теперь свою атаку и по этой причине. «Силовики» просочились на руководящие позиции на всех уровнях, приходит к выводу Ольга Крыштановская из Института социологии Академии наук. В каждом министерстве, по крайней мере, один из заместителей министра является выходцем из спецслужбы. «На некоторых уровнях руководства «силовиков» более 70 процентов».
Самые верные люди сидят в Кремле. В предновогодний вечер новый хозяин дома еще только успел войти в свой новый кабинет, как тут же назначил своего соратника по работе в Санкт-Петербурге Сечина заместителем главы администрации. Через несколько дней пришел бывший коллега Путина по разведке Иванов. Будучи главным кадровиком Кремля, он отвечает за назначения на главные посты по всей громадной стране. Насколько успешна его деятельность, общественность может видеть на примере борьбы, развернувшейся вокруг «Юкоса».