Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российского Рокфеллера загоняют в угол

В Москве обсуждают вопрос возможности деприватизации. Промышленники-миллиардеры стали бояться прокуратуры

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если спросить народ, то сомнений не должно быть. 77 процентов россиян, эти данные получены в ходе опроса, проведенного Институтом исследования общественного мнения «Ромир», считают, что итоги приватизации необходимо пересмотреть полностью или частично

Если спросить народ, то сомнений не должно быть. 77 процентов россиян, эти данные получены в ходе опроса, проведенного Институтом исследования общественного мнения «Ромир», считают, что итоги приватизации необходимо пересмотреть полностью или частично. Ожесточенный спор вокруг крупнейшего российского нефтяного концерна «ЮКОС» - в настоящее время возбуждено семь уголовных дел, связанных с именем миллиардера Михаила Ходорковского, - придал продолжающейся исподволь дискуссии на эту тему новую силу.

«Пересмотра итогов приватизации не будет», - сказал министр экономики Герман Греф. Поставить все под вопрос было бы «для государства самоубийством». Действительно, большинство экспертов согласно с ним, они опасаются, что борьба между властью и деньгами может очень быстро положить конец экономическому подъему в России. Они видят опасность для своего рода общественного договора между Кремлем и крупным капиталом.

Однако, то, что Греф потом добавил, приводит к другому выводу: «Тому, кто действовал во время приватизации честно, соблюдал установленные правила, опасаться нечего». Среди олигархов России вряд ли можно найти кого-нибудь, у кого, как говорят в России, не было бы «скелета в шкафу». Проблема заключается в том, что прокуратура в России действует по заказу государственной власти, ее нельзя считать независимой.

Главный экономист московского представительства Всемирного банка Кристоф Рюль (Christof Ruehl) видит мало толка от политики, когда прощается все. «Амнистия по всем проведенным сделкам сказалась бы негативно на продолжении рыночных реформ». В интервью газете «Ведомости» Рюль сказал, что «сделки, совершенные с использованием особо преступных методов, должны быть пересмотрены».

«Залоговый аукцион» - такова волшебная формула, на которой основывается богатство. Президент России Борис Ельцин в середине девяностых годов договорился с наиболее влиятельными банкирами страны об одной сделке: они ссужают государство, оставшееся без гроша, деньгами, а оно дает в залог пакеты акций предприятий. Государство кредиты не обслуживало и раздавало на залоговых аукционах избранным свои пакеты акций предприятий - намного дешевле их реальной стоимости.

Ельцину тогда была нужна поддержка российских Рокфеллеров, чтобы выиграть выборы. К тому же схема «залоговых аукционов», как это становится ясно сегодня, идеально подходила для клана вокруг главы государства, чтобы получить часть народной собственности. Во всяком случае, слова Ельцина о том, что приватизация сделает собственниками миллионы людей, а не десяток миллионеров, оказались далекими от реальности. Сегодня в России 17 долларовых миллиардеров и 40 миллионов человек, живущих у черты бедности.

Это были сделки, совершавшиеся между своими людьми. 78 процентов акций нефтяного концерна «ЮКОС» были приобретены, например, за 350 миллионов долларов США, 51 процент акций «Сибнефти» стоили 100,3 миллиона долларов. Нынешняя рыночная стоимость «ЮКОСа», предприятия с эффективным менеджментом, составляет, примерно, 25 миллиардов долларов США, «Сибнефти» - десять миллиардов долларов. «ЮКОС» и «Сибнефть» намерены до конца этого года слиться и стать одной из ведущих компаний мира.

И вот теперь в Кремле группа из сотрудников спецслужб, видимо, недовольная доходами, полученными ею от приватизации, открыла Ящик Пандоры. Среди ведущих предпринимателей ширится страх. Прокуратура уже заглядывала к капитану экономики Владимиру Потанину и нефтяному барону Ходорковскому, теперь ходят слухи об очередном олигархе.

Роман Абрамович, нефтяной и алюминиевый барон, приобретший английский футбольный клуб «Челси», дожидаться, очевидно, не намерен. «Можно привлечь к ответственности того или другого, но не всех, - сказал он в интервью ВВС. - Теоретически это может случиться и со мной». Наверное, поэтому он и распродает свои активы.