В годы "холодной войны" военные на Западе со всей серьезностью воспринимали советские реактивные истребители опытно-конструкторского бюро П. Сухого. Сегодня авиастроительная фирма "Сухой" хочет, чтобы западные авиаперевозчики серьезно отнеслись к ее планам создания нового пассажирского авиалайнера.
Эта фирма является застрельщиком в деле создания нового семейства российских пассажирских самолетов с пассажировместимостью 60-95 мест. Она планирует продавать их как на внутреннем, так и на международном рынке и уже привлекла в союзники некоторые серьезные зарубежные фирмы. В частности, американская фирма "Boeing Co.", крупнейший в мире производитель коммерческих реактивных самолетов, предлагает консультативную помощь в создании самолета, который будет сертифицирован западными органами гражданской авиации. Французская фирма "Snecma", выпускающая реактивные авиационные двигатели, поможет с созданием современных двигателей, которые, в отличие от старых советских моделей, более эффективны и меньше загрязняют атмосферу.
Усилия фирмы "Сухой" представляют одну из самых амбициозных попыток российского промышленного гиганта прорваться на мировой рынок с новой продукцией. Это будет первая серьезная попытка России конкурировать на мировой арене в сфере коммерческой авиации, где ей противостоят два закаленных в битвах конкурента, которые господствуют на мировом рынке так называемых "региональных" реактивных авиалайнеров: бразильская фирма "Empresa Brasileira de Aeronautica SA", известная также как "Embraer", и канадская фирма "Bombardier Inc.".
Авиастроение остается важной частью экономики России, и правительство стремится защитить местных производителей с помощью высоких импортных пошлин. Однако российские авиакосмические предприятия с трудом находят источники финансирования для модернизации своей устаревшей продукции, в особенности с учетом того, что мало кто из внутренних авиаперевозчиков имеет деньги для обновления своего стареющего самолетного парка.
Одним из конкурентов фирмы "Сухой" является российская фирма "МиГ", специализирующаяся на истребителях; эта фирма в содружестве с фирмой "Туполев", давнишним производителем реактивных авиалайнеров, тоже имеет планы относительно "регионального" реактивного авиалайнера, однако ей еще предстоит найти иностранных партнеров для своего проекта.
Предлагаемый фирмой "Сухой" проект "Российский региональный реактивный авиалайнер" (Russian Regional Jet, RRJ), по мнению официальных представителей российских авиаперевозчиков, заполнит важную нишу на внутреннем рынке. Сегодня на российских авиалиниях многие более крупные авиалайнеры летают с полупустыми салонами, тогда как заполнять пассажирами более маленькие "региональные" авиалайнеры будет легче. Что касается международного рынка, генеральный директор фирмы "Сухой" Михаил Погосян полагает, что уход с рынка "региональных" реактивных авиалайнеров немецкой фирмы "Fairchild Dornier" открывает его фирме возможность стать новым третьим мировым игроком. Г-н Погосян прогнозирует, что в период до 2022 года будет продано до 800 самолетов проекта RRJ.
Мало кто из обозревателей сомневается в способности конструкторов фирмы "Сухой" спроектировать надежный авиалайнер, ибо созданные ими боевые самолеты по-прежнему срывают аплодисменты по всему свету. Но спроектировать гражданский авиалайнер в строгом соответствии с финансовыми показателями - совсем не то, что сделать на заказ сверхзвуковой истребитель. Одной из множества неизвестных величин в связи с проектом RRJ является вопрос о том, сможет ли российская авиастроительная фирма удовлетворить требования коммерческого рынка.
Фирма "Сухой" намеревается финансировать свой новый проект посредством займов, денег правительства и инвестиций от индустриальных партнеров, которые будут вместе оплачивать любые превышения расчетной стоимости проекта. По оценке г-на Погосяна, проект обойдется в 650 млн. долл. США, а опытный самолет будет готов к летным испытаниям в 2006 году. Г-н Погосян отметил, что благодаря менее высокой стоимости рабочей силы его фирма сможет строить самолеты, себестоимость которых будет на 15% ниже себестоимости самолетов фирм "Embraer" или "Bombardier".
Способность фирмы "Сухой" удовлетворить требования еще не прошла проверку, ибо советские авиаконструкторы, создававшие самолеты типов Ту, Ил и Як, никогда не задумывались над вопросами их стоимости или затрат на эксплуатацию. Гражданское авиастроение в России после распада Советского Союза находится в глубоком кризисе, финансирование опытно-конструкторских работ и модернизации минимальное, технологии на десятилетия отстали от западных.
Все эти неопределенности ставят под сомнение практическую осуществимость проекта RRJ. Несколько подобных российских проектов в последние годы ничего не дали. Однако конкуренты не отмахиваются от проекта RRJ как от неосуществимой затеи, особенно с учетом того, что в нем будет участвовать фирма "Boeing", готовая вложить в него свои деньги. Представители этой фирмы оценивают риски как низкие; они рады подружиться с россиянами и тем самым, быть может, способствовать преодолению жестких ограничений на экспорт своих многоместных авиалайнеров в Россию.