7 августа 2003 года. В Азербайджане давно уже все готово для создания еще одной мусульманской династии - и первой в постсоветскую эпоху. Но вместо выражения озабоченности (и когда это переходы власти от отца к сыну провозглашали расцвет демократических свобод в мусульманском мире в последнее время?) были видны почти осязаемые признаки облегчения при известии о том, что Ильхам Алиев на этой неделе стал вторым в стране властителем.
Г-н Алиев - единственный сын больного диктатора Азербайджана Гейдара Алиева, которого вчера из военного госпиталя Анкары переправили самолетом в клиническую больницу Кливленда, штат Огайо, для продолжения лечения сердечного заболевания. Многие годы официальные представители Азербайджана не желали говорить на темы наследования власти в стране и настаивали, что их президент пребывает в добром здравии, даже после того, как он схватился за грудь и потерял сознание во время выступления 21 апреля с.г. Это усилило озабоченность в отношении политической нестабильности.
Признаки облегчения можно понять, но они недальновидны. Азербайджан является дружественной мусульманской страной, которая занимает стратегическое положение между Россией и Ираном, на побережье богатого нефтью Каспийского моря. Сын г-на Алиева едва ли подвергнет опасности поток нефтедолларов, которым его страна привлекает западных инвесторов. Вполне резонно предположить также, что он подобно своему отцу станет демонстрировать независимость суждения, когда дело коснется России, будет поддерживать Соединенные Штаты в войне с террором и окажет сильное противодействие попыткам Ирана сеять в его стране фундаменталистские идеи, которые будоражат общество.
Признаком важности, которую Соединенные Штаты придают отношениям с Азербайджаном, может служить теплый прием на высоком уровне, который был оказан г-ну Алиеву-младшему в Вашингтоне прошлой осенью. Соединенные Штаты наряду с другими странами критиковали проведенный в прошлом году референдум, который изменил порядок наследования власти в Конституции Азербайджана, однако их критика в основном звучала вполголоса.
Но, если мы хотим, чтобы Азербайджан действительно стал стабильным, процветающим и надежным другом Америки, придется более прямо указать ему на его недостатки. Г-н Алиев-старший правит страной как однопартийным государством, где оппозицию регулярно притесняют. Во вторник в Баку полиция избила дубинками около 20 членов оппозиционной партии, которые устроили демонстрацию за свободные и честные президентские выборы. Другой признак автократического правления: за кажущейся плюралистичностью средств массовой информации скрываются сильный контроль государства и самоцензура.
Если огромные нефтяные запасы Азербайджана не сделали азербайджанцев богатыми, то это в большой мере объясняется широко распространенной коррупцией, которая видна всякому, кто хотя бы ненадолго попадает в страну. Азербайджан, уступающий таким сверхрепрессивным государствам, как Туркменистан, Узбекистан и Казахстан, нельзя назвать самым главным нарушителем прав человека, но он также не может быть причислен и к лагерю демократии.
В прошлогоднем интервью с Клаудией Росетт (Claudia Rosett) из "The Wall Street Journal" Ильхам Алиев порекомендовал "делать различие между тем, как люди управляют своей страной, и тем, как их избирают". Возможно. Мягкий авторитаризм во время начального этапа перехода к рыночной экономике может быть продуктивным, пока это правление используется для строительства сильных институтов гражданского общества и утверждения главенства закона, а также для борьбы с коррупцией. Но в Азербайджане, как и в остальных бывших республиках Советского Союза, равно как и повсюду в арабском мире, авторитаризм допускает и защищает коррупцию, а также мешает созданию сильных общественных институтов и утверждению главенства закона.
Г-н Алиев-старший не сумел воспользоваться возможностью мудро использовать свою власть, чтобы страна могла извлечь выгоды из своих богатых природных ресурсов. Фактическая передача властных полномочий сыну, возможно, позволит достичь определенной стабильности на краткосрочный период, однако, если только стиль его правления не будет совершенно иным, эта династия окажется проклятием для азербайджанцев, что, безусловно, не является основанием для праздничного настроения среди западных правительств и инвесторов.