Падма Десаи - профессор в Институте Гарримана и директор Центра по изучению экономик переходного периода Колумбийского университета в Нью-Йорке
Сэр, сообщенные Аркадием Островским и Стефаном Вэгстилом (Stefan Wagstyl) сведения о противостоянии между Генеральной прокуратурой РФ и гендиректором компании "ЮКОС" Михаилом Ходорковским (статья "За что бьют богатейшего человека России?") ставят ряд вопросов.
Как г-н Ходорковский нарушил данное президенту России Владимиру Путину "обещание", что в обмен на невмешательство в политику он сможет сохранить свое состояние, "полученное нечестным путем" в ходе сомнительного процесса приватизации? Хотя сведения не совсем подробны, "ЮКОС", крупнейшая российская нефтяная компания, оказывает финансовую поддержку политическим группировкам, начиная с реформистского Союза правых сил и вплоть до Коммунистической партии России. Она "перекупила" левоцентристскую фракцию "Яблоко". Если бы ее финансовая поддержка распространялась на отдельных кандидатов, соперничающих на декабрьских выборах в Государственную Думу РФ, тогда одержавшие победу законодатели смогли бы поддержать компанию "ЮКОС" в таких вопросах, как отказ от введения налогов на природные ресурсы, разрешение на частное владение трубопроводами для транспортировки нефти и природного газа и строительство новых нефтепроводов для транспортировки нефти в США, или Китай, или Японию. Г-ну Путину было бы желательно привязать принятие решений по некоторым из вышеперечисленных вопросов к внешнеполитическим соображениям.
Финансовые ресурсы г-на Ходорковского огромны, и он имеет возможность поддерживать группировки (партии) и отдельных кандидатов, не нарушая закон о выборах, который устанавливает общие пределы для денежных средств, которые каждая группировка (партия) или каждый кандидат могут получать от корпоративных источников, но, как представляется, не ограничивает финансовые затраты отдельно взятой корпорации на партийное строительство или поддержку той или иной кампании.
Перспектива захвата законодательной инициативы в думе следующего состава какой-то одной корпорацией или, если на то пошло, нефтяным сектором весьма заботит г-на Путина, у которого есть собственные приоритеты экономического роста России, вместе со стремлением сократить бедность и с основанным на консенсусе подходом к экономическим вопросам. Предпринимаемая под предводительством "ЮКОСа" попытка "украсть" выборы противоречит появлению в думе "множественного" лобби - представляющего интересы промышленных, или сельскохозяйственных, или потребительских групп - которое могло бы сбалансировать процесс принятия законов.
Чем кончится противостояние между правоохранительными органами и "ЮКОСом"? Спад на российской фондовой бирже и сокращение рыночной капитализации "ЮКОСа" являются результатом скорее "наезда" правоохранительных органов, чем наступления финансовых беспорядков в России. В конечном итоге, фишка, указывающая кому сдавать (в покере - прим. пер.), остановится напротив дверей Кремля, когда гендиректор "ЮКОСа" встретится с президентом России. Это особенно неравный бой. На стороне г-на Путина сила государства и его огромная популярность в российском народе, которая, как указывают г-н Островский и г-н Вэгстил, достигла 78%. Пора г-ну Ходорковскому отступить.