Любителей компьютерной техники в России много, и многие из них хорошие специалисты в области информатики. Кризис в этой сфере, а также растущие издержки, от которых страдают, по их собственному признанию, западные концерны, открывают для россиян новые шансы. На местном рынке программного обеспечения царит бум.
Интернет-портал одной швейцарской компании, предлагающей услуги мобильной связи, был разработан, во всяком случае, часть его, в российском Санкт-Петербурге. Петербургские программисты работают в настоящее время над программным обеспечением для одной крупной немецкой авиастроительной компании, которое позволит оптимизировать закупки и поставки комплектующих элементов. Программа "Content Administrator" Швейцарской почты, которая позволяет отслеживать потоки документов, тоже разработана в России. А программное обеспечение, которое должно повысить эффективность работы органов здравоохранения Дании, только разрабатывается.
Уровень подготовки российских специалистов в области естественных и технических наук пользуется превосходной репутацией не случайно. По данным профессора информатики Алексея Сухарева, на сегодняшний день российские высшие учебные заведения ежегодно заканчивают 10 000 человек, имеющих хорошую подготовку в области информатики. Лишь немногие из них сотрудничают с зарубежными странами. Однако многочисленные малые и средние фирмы, занятые в области информатики, переживают в данный период стремительный подъем. Имея показатели роста на уровне 20-40%, они делают ставку на то, чтобы превратить услуги в области информатики "made in Russia" в высокотехнологичный экспортный товар страны.
Летний трудовой семестр в Швейцарии обернулся счастливым случаем
Одной из таких фирм является "Reksoft". Кто хочет познакомиться с ней, должен долго шагать по скучным коридорам старого петербургского административного здания, построенного в советском стиле, где стоит запах мастики для натирки полов. Однако на третьем этаже чип-карта открывает двери в иной мир. Там, в отремонтированном офисе, 145 сотрудников, в том числе 105 программистов, разрабатывают и продают решения для комплексных проблем из области информатики преимущественно для европейских клиентов. Генеральному директору фирмы Александру Егорову 33 года, он - один из трех учредителей фирмы. Средний возраст персонала 30 лет. Егоров ожидает, что до конца года число сотрудников увеличится до 200 человек.
Все началось для "Reksoft" тринадцать лет назад в Швейцарии. В то время Егоров помогал разрабатывать компьютерные системы для российских пилотов, летавших на «МиГах». Благодаря отцу Александр получил возможность распространять рекламные буклеты российского «Аэрофлота» в швейцарских магазинах. Скорее плохо, чем хорошо оплачиваемый летний трудовой семестр студента оказался для него счастливым случаем: Егоров разговорился с одним швейцарцем, работавшим в сфере информатики, который не мог поверить, что российские специалисты работают за столь низкую зарплату. Спонтанно договорились о сотрудничестве, в рамках которого Егоров с пятью коллегами разрабатывал дома программы, за что швейцарец платил компьютерной техникой и твердой иностранной валютой, что по тогдашним российским меркам можно было считать царской платой. Однако через два года заказчик изменил специализацию своего бизнеса и потерял интерес к российским программистам. Егоров решил ехать в Швейцарию и искать заказчиков сам, и ему повезло. Одна фирма, производящая телекоммуникационное оборудование, дала бегло говорящему по-немецки, симпатичному молодому россиянину шанс. Через три года Егоров и его коллеги с 35 сотрудниками переехали в административное здание на Неве. Сегодня у фирмы - около 1 000 заказчиков, и недавно она наняла одного швейцарца в качестве управляющего по вопросам продаж.
Таких фирм, как "Reksoft", в Санкт-Петербурге несколько. Город наряду с относительно дорогой Москвой и расположенным достаточно далеко на Востоке Новосибирском того и гляди превратится в маленькую «российскую Силиконовую долину». При этом предприятия, специализирующиеся в этой сфере, как показала 3-я встреча их руководителей, прошедшая в Петербурге, выгадывают от кризиса в области информатики на Западе. Сокращение бюджетов и растущие издержки вынуждают консервативные немецкие и французские компании, в отличие от англосаксонских и, судя по всему, швейцарских концернов, делающих особую ставку на свое собственное развитие, искать более благоприятную альтернативу. И такой альтернативой являются российские специалисты, зарабатывающие в зависимости от квалификации и опыта работы от 200 до 2 000 долларов США ежемесячно. Однако российские предприниматели подчеркивают, что речь здесь идет в большей степени об общей стоимости проектов, определяющей конкурентоспособность, а не о заработной плате. Российские фирмы выполняют работы в среднем в два раза дешевле, чем западные конкуренты.
Тенденция к специализации
Впрочем, услуги российских фирм, работающих в области информатики, дороже чем у индийских программистов, кроме того, они намного меньше известны. Россия по сравнению с Индией является на рынке программного обеспечения карликом. В прошлом году оборот всех индийских компаний составил, по имеющимся оценкам, 8 млрд. долларов США, а в России - всего 300 млн. долларов США. По оценкам российских фирм, индийские компании не только предлагают более выгодные условия, но и имеют к тому же преимущества в плане конкуренции: они крупнее и более опытны в маркетинге. Тем не менее, российские производители видят для себя хорошие шансы. Конечно, в решении задач чисто программного обеспечения они выдерживают азиатскую конкуренцию с трудом, однако относительная близость культур и близость географическая, а также по-иному ориентированный характер специальной подготовки предопределяют то, что при решении комплексных проблем предпочтение отдается российским программистам. Российские фирмы стремятся к тому, чтобы повысить свою привлекательность за счет узкой специализации, и в зависимости от этого предлагать широкий перечень услуг в определенной области, включая эксклюзивный анализ проблемы и разработку предложений для ее решения. Тем самым заказчик компенсирует свои расходы, экономя на подготовке большого количества сопроводительной проектной документации.
Существенным препятствием для развития данной отрасли в России остаются существующие на Западе страхи по поводу возможностей и надежности пока еще молодых и неизвестных в большинстве своем российских фирм. В прошедшие годы многие предприятия занимались наряду с улучшением языковых знаний тем, что старались выйти из подсобок и университетских проектов и трансформироваться в полноценные компании. Руководители предприятий, которые еще несколько лет назад становились пионерами в этой области, в большинстве своем благодаря в той или иной мере случайным контактам с зарубежьем, в один голос говорят о главной задаче: о необходимости создания по-западному мыслящего среднего управленческого звена, которое только и сможет сделать фирмы по-настоящему конкурентоспособными.
Несмотря на то, что в последние годы в этом был достигнут решительный прогресс, все еще царит дух первооткрывательства: российские фирмы, специализирующиеся в области программного обеспечения, крайне разобщены. Слияние фирм часто терпит неудачу из-за того, что их основатели не хотят, чтобы их «детище» в результате слияния навсегда растворялось. Поскольку естественный рост затянулся, многие фирмы не достигли той критической массы, которая позволяла бы им обращать на себя внимание за счет постоянного присутствия на зарубежных рынках.
Возвращение специалистов
Тем не менее, в сфере информатики в России заметны тенденции перелома. Молодые программисты проявляют не только удовлетворение тем, чем они занимаются, поскольку относительно прилично по российским меркам зарабатывают и могут работать в очень напоминающих «Запад» условиях. Для многих, судя по всему, решающим является то, что они в этой динамично развивающейся сфере получают возможность относительно быстрого карьерного роста. «Здесь в настоящее время возможно почти все», - говорит главный разработчик петербургской фирмы "Star" Алекс Поздняков. Почти год назад Поздняков вернулся сюда, чтобы работать, из Германии, куда он уехал в конце девяностых годов. А занимающаяся в этой же фирме маркетингом специалист по программированию Юлия Симонова вернулась в Петербург из США. Конечно, в Америке она зарабатывала в абсолютных цифрах, примерно, в пять раз больше (разница в покупательной способности была не такой большой), но 23-летняя девушка нисколько не жалеет, что так поступила. Она с восторгом рассказывает: «Здесь атмосфера новаторства. Здесь царит совершенно иное настроение, чем на Западе. Бум происходит именно в данный момент, на моих глазах».