Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В Киргизстане американцы с русскими оказались близкими соседями

Военно-воздушная база США в Киргизстане сыграла важную роль на заключительном этапе боев в Афганистане и сегодня предназначается для поддержки усилий по стабилизации обстановки в регионе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Судя по всему, базе американских ВВС в Манасе, Киргизия, суждена долгая жизнь. В соответствии с недавним американо-киргизским соглашением, первоначальный срок аренды (1 год) был продлен еще на 3 года, при этом предусмотрена дальнейшая пролонгация аренды. Площадь под базу была увеличена с первоначальных 12 до 300 га. США только что выделили 37 млн. долл. на продолжение строительства и эксплуатацию базы.

Г-н Сокор является старшим научным сотрудником Вашингтонского Института современных стратегических и политических исследований

8 августа 2003 года. В этом месяце международные силы по обеспечению безопасности Афганистана (International Security Assistance Force, ISAF) переходят под командование Организации Североатлантического договора (НАТО). Союзники и партнеры Соединенных Штатов наращивают численность своих воинских контингентов. Главная их цель - обеспечить длительную безопасность в Афганистане после военной победы над "Аль-Каидой" и движением "Талибан", чтобы помешать возрождению убежищ воинствующих исламистов или террористов.

Военно-воздушная база США в Киргизстане сыграла важную роль на заключительном этапе боев в Афганистане и сегодня предназначается для поддержки усилий по стабилизации обстановки в регионе. Расположенная в Манасе, неподалеку от столицы Бишкек, она является крупнейшей американской базой на территории бывших среднеазиатских советских республик. Там находятся союзная авиация и сухопутные войска. Создание этой базы - вместе с американскими базами в Ханабаде, Узбекистан, и объектами в Таджикистане - знаменует собой исторический поворот: вооруженные силы западных стран закрепляются в сердце Азии. Это геополитическая революция, но не только. Отражая текущие и прогнозируемые потребности борьбы против терроризма, появление западных военных в Средней Азии в то же время подчеркивает более широкий процесс расширения западного присутствия, который уже шел до 2001 года и ускорился после 11 сентября.

База США в Киргизстане была открыта в декабре 2001 года. Она использует взлетно-посадочную полосу международного аэропорта Манас, который способен принимать стратегические военно-транспортные самолеты и бомбардировщики. В данное время на базе находятся более 1500 военнослужащих и около 30 самолетов, включая многоцелевые истребители F-16, военно-транспортные самолеты C-130 "Hercules" и самолеты-заправщики KC-135. Большинство солдат и самолетов - американские. Однако с декабря 2001 года здесь поочередно перебывали солдаты и самолеты членов НАТО Норвегии, Дании, Нидерландов, Франции, Испании и Италии, а также Австралии, Новой Зеландии и Южной Кореи.

Судя по всему, этой базе суждена долгая жизнь. В соответствии с недавним американо-киргизским соглашением, первоначальный срок аренды (1 год) был продлен еще на 3 года, при этом предусмотрена дальнейшая пролонгация аренды. Площадь под базу была увеличена с первоначальных 12 до 300 га. США только что выделили 37 млн. долл. на продолжение строительства и эксплуатацию базы. В этом году будет введена в строй система водопровода и канализации, а на следующий год запланирована замена палаток на мобильные домики.

В глубоко обнищавшем Киргизстане присутствие американских военных обеспечивает единственный и самый важный источник доходов. Помимо ренты, США выплачивают по 7000 долл. за взлет и посадку каждого самолета (самолеты союзников выплачивают аналогичные суммы), а также платят долларами киргизским поставщикам товаров и услуг (здесь, как и во многих незападных странах, протеже правительства получают самые прибыльные контракты) и обеспечивают работой местное население, которое также получает зарплату в долларах. Американцы отремонтировали и модернизировали построенный в советские времена аэропорт, взлетно-посадочные и рулежные дорожки и аппаратуру обеспечения безопасности полетов, и сегодня Манас может функционировать как современный международный аэропорт, в то же время предоставляя свои сооружения в пользование американцам. Помимо этого, экономическая помощь США Киргизстану в 2002 году выросла до 92 млн. долл. - включая косвенную компенсацию за политическое решение правительства принять у себя американские вооруженные силы.

До недавних пор собственные вооруженные силы Киргизстана считались самыми слабыми в Средней Азии. В 1999 и 2000 годах исламистская вооруженная группировка, базировавшаяся по обе стороны афгано-таджикской границы, совершила несколько рейдов в Киргизстан, стремясь проникнуть в густонаселенные узбекские районы или хотя бы создать недосягаемые убежища в горах Киргизстана. Примечательно, что эта вооруженная колонна прошла из Таджикистана в Киргизстан мимо тысяч российских солдат и пограничников. Силы вторжения удалось остановить только после того, как США, Турция, Узбекистан и Россия в срочном порядке оказали необходимую помощь киргизским силам, попавшим в нелегкое положение. Американская и турецкая поддержка стала самой своевременной и эффективной, что привело к устойчивому расширению помощи Киргизстану в вопросах безопасности.

В прошлом году и в этом США поставили киргизским пограничникам приборы ночного видения и средства связи на многие миллионы долларов; осуществляли боевую подготовку сержантского состава горно-стрелковых подразделений киргизской армии, специальных антитеррористических подразделений и миротворческих подразделений; продолжают подготовку военных медиков, в которой главное внимание уделяется поисково-спасательным операциям на поле боя. Планами на 2004 год предусматривается проведение совместных учений войск специального назначения, сил быстрого реагирования и миротворческих подразделений. Проектом соглашения о военном сотрудничестве США с Киргизстаном предусматривается обеспечение помощи в антитеррористической подготовке и в проведении военной реформы.

Под эгидой НАТО должна быть расширена программа PIMS (Система управления информационными потоками в программе "Партнерство ради мира") с тем, чтобы обеспечить министерство обороны Киргизстана и его подчиненные части электронной почтой и выходом в Интернет. Турция, со своей стороны, вот уже третий год подряд готовит киргизские горно-стрелковые части. Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон (Robertson) во время инспекционного визита в Киргизстан в прошлом месяце сказал, что помощь в обеспечении безопасности этой и других среднеазиатских стран будет увеличена.

Помимо того, что база США в Манасе важна для антитеррористических операций в Афганистане и в Средней Азии, она может сыграть роль в будущем как форпост укрепления независимости и безопасности соседей Китая на тот случай, если китайская политика вдруг станет экспансионистской. Преимущество базы Манас заключается в том, что в зоне досягаемости базирующейся здесь американской тактической авиации оказываются позиции стратегических ракет в западных районах Китая.

Кремль безуспешно пытался помешать размещению американских войск в государствах Средней Азии после событий 11 сентября. Годом позже он принудил Киргизстан согласиться на создание на его территории российской военной базы. Проект соответствующего соглашения вскоре должен быть подписан, и президент Владимир Путин надеется в октябре лично открыть эту базу в Киргизстане. Нынешними планами предусматривается разместить на ней всего несколько сотен российских солдат и небольшое число устаревших самолетов Су-25 и Су-27, которые номинально будут находиться там под эгидой Организации коллективной безопасности Содружества независимых государств.

Российская база в Киргизстане в основном является политическим жестом. В военном плане она не может сравниться с американской базой. Ее расположение, однако, говорит обо всем. Она будет находиться в аэропорту Кант, всего в 30 км от американской базы в Манасе. Оттуда она сможет осуществлять мониторинг деятельности войск США и союзников, а также требовать, чтобы планы и графики полетов базы Манас в интересах безопасности согласовывались с российской стороной. Кремль мог бы использовать базу в Оше, Южный Киргизстан, расположенную ближе к Таджикистану и Афганистану, но удаленную на сотни километров от Манаса. Но он предпочел Кант главным образом по причине его близости к американской базе.

Официально Москва считает, что база Манас должна существовать только на период проведения операции "Несокрушимая свобода" (Enduring Freedom) в Афганистане. Соединенные Штаты же придерживаются той точки зрения, что их база в Киргизстане не является постоянной, но будет существовать "пока это необходимо". Теперь, когда Россия создает в Киргизстане собственную базу, одностороннее закрытие американской базы становится менее вероятным. Киргизское правительство будет больше, чем когда-либо, заинтересовано в том, чтобы на его территории располагались американские и союзные войска, обеспечивающие безопасность страны и региона.