Отсутствие доказательства не является доказательством его отсутствия. Однако то обстоятельство, что США и Великобритания до сих пор не выявили связи между Усамой бен Ладеном и распространением оружия массового уничтожения, конечно, ослабляет аргументы союзников. Голландский правовед и философ Гроций (Grotius, 1583-1645 гг.) говорил в 1625 году, что если причина вызывает сомнения, то надо воздержаться от того, чтобы начинать войну.
В 1988 и 1991 гг. Саддам использовал химическое оружие против "своего" народа. ООН была обязана его остановить. Он был повинен в преступлениях против человечества. Остается узнать, что он сделал со своими лабораториями и запасами вооружений. Подавляющее большинство иракцев должно радоваться исчезновению тоталитарного режима. В то же время война - это ужас и массовое убийство людей.
Еще задолго до того, как появился термин "право на вмешательство", философ Гроций пришел к выводу, что бывают войны, оправданные "человечеством". Эти войны ведутся против тиранических режимов, таких, как тирания Фалариса (тирания в Акраганте VI век до н.э., относится к числу наиболее ранних сицилийских тираний - прим. пер.). Это была печально известная тирания древности: Фаларис подвергал людей пыткам, заточив их в раскаленного добела бронзового быка. Полиция Саддама дошла до того, что погружала противников режима в кислоту.
На мой взгляд, главный политический проект начала этого века должен заключаться в постепенном стирании с лица Земли тиранических режимов. Не обязательно путем войны, но, по крайней мере, путем угрозы ее начать или путем изоляции тирании. Было бы наивным пытаться ублажать тирана, так как это означало бы сохранение статуса-кво: если тиран не боится быть уничтоженным иностранной армией, он будет продолжать душить свой собственный народ, как это делал с 1991 года Саддам Хусейн. Надо создать для тиранов атмосферу преследования со стороны международного сообщества и предавать их суду. Однако для выполнения этой задачи ни ООН, ни НАТО, ни ЕС не являются адекватными инструментами.
Тот факт, что Ливия возглавила комиссию ООН по правам человека, нанес ущерб престижу этой уважаемой организации, вызвав усмешки. Что касается НАТО, то речь идет лишь об оборонительном военном союзе, кроме того, с 1989 года историческая роль этой организации неясна. Трудно сказать, стал ли востребован Атлантический альянс в Боснии и в Косово лишь благодаря тому, что ООН проявила свое бессилие.
Решение проблемы может заключаться в создании вместо НАТО новой организации без географических критериев, и без критериев, связанных с "культурным" или экономическим уровнем. За основу должно быть взято лишь политическое измерение. Эта организация могла бы условно называться "Международной федерацией "свободных обществ", согласно термину философа Карла Поппера. В этот союз могли бы войти страны Европы (за исключением Белоруссии, Украины и России, но Швейцарию туда включить надо), страны Северной Америки, ряд стран Латинской Америки (Чили, Бразилия), Азии (Индия, Япония), Океании и Африки (Сенегал, ЮАР).
Правовой основой для создания такого союза должно стать наличие следующих условий: существование демократического плюралистического общества (со свободой печати), отсутствие политики террора, независимость судебной системы, отсутствие войн с соседними странами или внутри страны, существование децентрализованной и открытой экономики. То есть речь идет об обществе, которое должно быть настолько плюралистическим, что правящий режим не сможет существовать без четкого согласия большинства населения.
США, единственная мировая сверхдержава, могла бы сыграть роль "Левиафана" («Leviathan» - книга философа Томаса Гоббса 1588-1679 гг., написанная в 1651 г.- прим. пер.), символа безграничного могущества, способного держать в страхе тиранические режимы. Что же касается "нового НАТО", то эта организация должна пользоваться достаточным влиянием, чтобы побудить Россию прекратить войну в одном из своих регионов, или вынудить Израиль и палестинцев признать государственность друг друга.
Надо обратиться к ним с таким призывом: "Чтобы вступить в наш клуб демократической коллективной безопасности, создайте мир на основе справедливого компромисса и на основе внушающих доверие обязательств, и сформируйте открытое общество". Как должна функционировать новая организация? Нужно черпать вдохновение в огромной работе, проделанной европейцами на пути создания Конституции Евросоюза. Должно сохраниться "право вето", которое является символом суверенитета. Этот символ не может впредь рассматриваться как абсолютный. Можно ли представить Совет Безопасности (без постоянных членов?), который одобрит большинством голосов решение о гуманитарном вмешательстве или принятии санкций против тиранических режимов.
Надо будет также различать деспотии различной природы. Как новая организация должна взаимодействовать с ООН? Новый альянс должен будет прекратить свое существование после выполнения своей миссии. Идеальным было бы слияние обеих организаций (то есть нового альянса и ООН) в условиях все большей изоляции тиранических режимов.
Должна существовать нейтральная территория, где демократические страны могли бы вести переговоры с деспотическими режимами, "просвещенными" властителями или властителями-мракобесами, в том числе чтобы бороться против международного терроризма и мафии. Нелегким будет решение вопроса о финансировании и юридических полномочиях будущего альянса свободных стран. Решение этого вопроса облегчилось бы, если бы мы исходили из существующих структур: НАТО, Всемирный банк, не говоря уже о Международном уголовном суде.
Итак, универсальная демократия (не универсальное государство) - это реализуемая утопия, тогда как тирания не является неизбежным злом. Но изоляция тиранического режима не означает, что население этих стран должно быть отгорожено от остального мира. Помощь населению этих стран будет необходима, и нужно будет вести переговоры с авторитарными режимами. Сократить риск гражданских войн и уменьшить число тиранических режимов в мире - это идеальная, благородная и реализуемая цель. Ее реализация означала бы начало большого прогресса, который позволил бы взяться за исторические задачи, реализацию которых задерживает тирания.
Это задачи включают охрану планеты и учреждение международной системы социальной справедливости, в соответствии с принципами справедливости, установленными Джоном Роулзом (John Rawls - известный американский философ, автор знаменитой книги "Теория справедливости", род. в 1921 г., умер 24 ноября 2002 года - прим. пер.). Это - принципы равной свободы, равенства шансов и подлинной солидарности с самыми обездоленными.
* Ален Буайе - известный французский философ, профессор философии в Парижском университете Paris-IV Sorbonne