Автор материала - эксперт по России Немецкого общества по проблемам внешней политики (DGAP). Рар является также автором биографии Путина
В нынешней борьбе за власть, развернувшейся в России, речь идет больше чем о том, чтобы поставить на место самого богатого человека страны - главу концерна «ЮКОС» Михаила Ходорковского. Кремль и олигархи борются за то, кто в будущем будет контролировать гигантский нефтяной и газовый сектор энергетической сверхдержавы Россия. Конфликт имеет последствия для российской внешней политики.
Запад ожидает от России стабильных поставок энергоносителей. На протяжении 30 лет сначала советское, а затем российское государство выполняло свои обязательства полностью. В ходе приватизации российская нефтяная промышленность переходила постепенно в руки олигархов. Последние, судя по всему, сегодня собираются объединяться с западными транснациональными концернами.
Однако в случае слияния концернов «ЮКОС» и «Сибнефть» с американскими гигантами, такими, как "Chevron" или "Shell", контроль над нефтяными богатствами Сибири перешел бы в руки иностранных инвесторов, которых Кремль опасается. В этом случае часть финансовой основы государства и его властного аппарата оказалась бы в чужих руках.
По иронии судьбы долгие годы против радикального открытия российского рынка для иностранного капитала выступали именно олигархи. Они до сегодняшнего дня успешно препятствуют проникновению в Россию зарубежных банков. Они препятствовали также появлению среднего класса в своей собственной стране. Но в политической борьбе за власть с Кремлем олигархам теперь нужна помощь Запада. Без нее они проиграют. Теперь именно они требуют скорейшего вступления России в ВТО, масштабного союза с Америкой в области энергетики, а также соблюдения в российском бизнесе правил рыночной экономики. Олигархи выступают за продолжение внешней политики открытости для Запада, которую Владимир Путин проводит со времени своего прихода к власти. Реформаторские силы либерального толка в правительстве поддерживают эту политику всеми силами. Однако на Путина, судя по всему, возрастает давление со стороны его верной команды из представителей аппарата безопасности, которая хотела бы, чтобы российская внешняя политика в большей степени учитывала национальные интересы России, и не допустить распродажу российской собственности Западу. Помимо этого, нападки аппарата безопасности на олигархов нацелены также на корректировку внешнеполитического курса.
Пойдет ли Путин на изменение внешнеполитического курса, зависит во многом от исхода парламентских выборов, которые пройдут в декабре. Хотя конституция позволяет президенту формировать правительство по своему усмотрению, Путин однажды неожиданно пообещал сформировать следующее правительство на основе парламентского большинства. Если нынешнее коалиционное правительство, состоящее из политиков-реформаторов либерального толка и лоббистов олигархов, не получит достаточной поддержки, его сменит национал-центристское правительство, возможно, с премьером в лице одного из коллег Путина по службе в разведке.
Неприятности в случае правого рывка во властном аппарате грозят, прежде всего, олигархам. В свое время еще Примаков грозил им национализацией их предприятий. Генералы ФСБ уже сегодня готовы лишить молодых миллиардеров богатств, накопленных в период разбойного капитализма. Это явилось бы опять же сигналом для западных инвесторов. Краткие замечания кремлевского советника Глеба Павловского в России не понравятся никому. Могут ли в таких условиях по-прежнему иметь место позитивные достижения в прозападной политике Путина?
Недавно на конференции, устроенной американским Национальным советом по разведке, один из ее российских участников поразил своих западных коллег заявлением о нанесении Россией в ближайшее время военного удара по чеченским террористам в Грузии. Операция, если такая планируется, должна быть проведена и без указания со стороны Путина.
Между тем, этому заявлению противоречат нынешние усилия Путина, направленные на то, чтобы перенести успешно начатое после событий 11-го сентября сотрудничество с США в вопросах безопасности и на вопросы, связанные с миротворческими миссиями в Афганистане и Ираке.
Идет ли в Кремле борьба за направленность будущей внешней политики? Уже во время иракского кризиса можно было видеть, как Путин балансировал между сторонниками проамериканской и антиамериканской линий. Есть достаточно признаков укрепления в Кремле позиций аппарата безопасности, который становится все более активным. Социолог Ольга Крыштановская приводит в своем исследовании богатый фактический материал о том, насколько интенсивно в последние четыре года идет проникновение во властную элиту сотрудников из разведывательных и военных органов. Сегодня у властных рычагов находятся представители этой элиты, а не лоббисты олигархов, как это было при Борисе Ельцине. Они контролируют правительство, парламент, губернаторов, партии, средства массовой информации, прокуратуру. В период второго президентского срока Путина они эту власть не хотят делить ни с кем.
До парламентских и последующих президентских выборов дело до корректировки курса в Москве дойти не должно. В сентябре Путин получит возможность придать дополнительный вес своей политике открытости к Западу в связи со своим визитом к президенту США Джорджу Бушу (George Bush) в Кэмп-Дэвиде. Это обстоятельство будет опять же иметь следствием усиление позиций сторонников сближения с Западом.
Путину необходимы конкретные успехи своей политики открытости к Западу, которую он проводит вопреки внутриполитическому сопротивлению.
Политике открытости к Западу вряд ли будет положен конец и при условии иных политических обстоятельств в Кремле. Путину Запад очень нужен в качестве партнера для проведения политики преобразований внутри страны. К тому же и он, и его окружение из людей ФСБ являются, скорее, свободными от предрассудков силовыми политиками, чем потенциальными диктаторами. Но в будущем Россия будет в таких вопросах, как выход американцев из Договора по ПРО, расширение зоны ответственности НАТО на бывшую советскую территорию, дислокация войск США в Средней Азии, визовый режим в сообщении с Калининградской областью, менее сговорчивой.