Чеченская война добралась до Трайскирхена под Веной. В прошедшее воскресенье от травмы головы, полученной в результате массовой драки, устроенной в лагере для беженцев, погиб 24-летний чеченский беженец. Согласно данным полиции, драка произошла между молдаванами, их было 50 человек, и чеченцами, которых было, примерно, вдвое больше. Дрались деревянными палками и металлическими прутьями. Как утверждается, причиной драки стали молдавские дети, чеченцы жаловались, что те шумят.
Чтобы прекратить драку, прибыла сотня чиновников из полиции и жандармерии вместе со служебными собаками. В больницы пришлось отправить двенадцать тяжело раненых с травмами головы и переломами костей. Были арестованы три молдаванина, других перевели в лагерь в Тальхальме, что в Верхней Австрии. Говорят, что проживающие там чеченцы планируют совершить за убитого соотечественника кровную месть.
То, что люди так легко выходят из себя, виновата жара, говорят представители Министерства внутренних дел. Инцидент является для организаций, занимающихся оказанием благотворительной помощи, доказательством провала политики министра внутренних дел Эрнста Штрассера (Ernst Strasser) - представителя Австрийской народной партии (АНП), - направленной на передачу задач обеспечения беженцев в частные руки. С 1-го июля за обслуживание 800 кандидатов на получение убежища из лагеря в Трайскирхене отвечает немецкая фирма "European Home Care". Когда в феврале Штрассер выставил вопрос обслуживания беженцев на конкурс, эта фирма вышла победительницей, предложив обслуживать одного беженца за 12,90 евро в день.
Католическая организация "Caritas", евангелический диаконат и организация по оказанию гуманитарной помощи "SOS-Mitmensch", которые занимались обслуживанием беженцев не один год, назвали подобную демпинговую цену безответственной и теперь видят в случившемся подтверждение своим опасениям. Вчера они потребовали считать трагический инцидент основанием для улучшения обслуживания беженцев. Директор диаконата Михаэль Халупка (Michael Chalupka) критикует сложившуюся ситуацию и особенно недостатки, связанные с консультированием беженцев. Как признал один из представителей Министерства внутренних дел, травмированным людям не оказывается вообще никакой психологической помощи. Тем не менее, министр Штрассер считает, что обслуживание сейчас налажено лучше, чем прежде и видит проблему в агрессивности чеченцев. То, что проживание рядом чеченских беженцев с беженцами из других бывших регионов Советского Союза приведет к конфликтам, было очевидно сразу, сказал Халупка.
В связи с конфликтами на Балканах, в Афганистане и на Ближнем Востоке количество кандидатов на получение убежища выросло за последние годы с ежегодных 10 000 до 40 000 человек в прошлом году. Большинство из них считается «экономическими беженцами», которые могут не рассчитывать на получение убежища в Австрии. Но процедура, включая подачу апелляционной жалобы, занимает часто не один год. В этот период времени беженцы не имеют права выхода на рынок труда, посещать курсы по изучению языка. Максимально одну треть из них берут на свое обеспечение федеральные органы власти. Остальные ищут помощи у частных благотворительных организаций или уходят в подполье.
Штрассер в своем проекте внесения изменений в закон о предоставлении убежища поддержал требование относительно ускорения процедуры признания беженцем и возвел новые барьеры, которые делают почти невозможным прибытие беженцев в Австрию легальным путем. Многие положения проекта противоречат Женевской конвенции, как об этом недавно сказал и представитель АНП Матиас Эльмауэр (Matthias Ellmauer). Его предложение: необходимо все привести в соответствие с Женевской конвенцией.