Вашингтон, 9 августа 2003 года. Администрация президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) по-прежнему считает "Аль-Каиду" и ее сподвижников главной целью своей продолжающейся 3 года "войны с терроризмом", или же военная победа в Ираке усилила ее аппетит к более крупной игре? Это, фактически, вопрос, который, как представляется, ставят перед Вашингтоном нынешние властители Ирана в критический момент этой войны. Представляется, что администрация США не способна дать ответ на этот вопрос.
Судя по целому ряду "утечек" информации от официальных представителей США, Иран предложил передать если не прямо Вашингтону, то через союзников трех высших руководителей "Аль-Каиды" и, возможно, отдаст еще троих видных террористов, которые, как считает Вашингтон, находятся в руках Тегерана.
Но его цена за эту услугу - чтобы Соединенные Штаты навсегда прекратили деятельность базирующейся в Ираке иранской повстанческой группировки, которая включена в подготовленный Государственным департаментом США официальный перечень террористических организаций - возможно, является слишком высокой для некоторых сторонников жесткого курса, собравшихся в Пентагоне и в офисе вице-президента США Дика Чейни (Dick Cheney), который возглавлял кампанию за войну против Ирака.
Члены этой группировки считают иранских повстанцев из организации "Народные моджахеды" (Mujahideen-e-Khalq, сокращенно МЕК) потенциально полезными для своих амбициозных планов "смены режима" в Иране, который входит в бушевскую "ось зла" и, как полагают, в последние месяцы ускорил осуществление программы создания ядерного оружия.
Вопрос, что делать с иранским предложением, обсуждался на этой неделе в ходе последовательных визитов на техасское ранчо г-на Буша государственного секретаря США Колина Пауэлла (Colin Powell) и шефа Пентагона Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld).
"Если бы Вашингтону удалось заполучить в свои руки даже половину удерживаемых в Иране главарей 'Аль-Каиды', это стало бы самым крупным успехом в борьбе с 'Аль-Каидой' после падения Афганистана, - сказал один чиновник администрации США. - А если бы мы получили их всех, то это был бы потрясающий прорыв".
Вашингтон и Тегеран прервали отношения во время кризиса с заложниками в посольстве США в Тегеране в 1980 году, однако в течение прошлого года имели место неприметные контакты, которые были прерваны после того, как сторонники жесткого курса обвинили Иран в том, что с его территории, надо полагать с молчаливого согласия его правительства, 12 мая с.г. были осуществлены террористические нападения на объекты США и других западных стран в Саудовской Аравии. Те же самые сторонники жесткой линии выступают против всяких сделок с Тегераном, считая его не только спонсором терроризма, стремящимся к обладанию ядерным оружием, но и прогнившей диктатурой, которая легко падет в ходе народного восстания, поддержанного Соединенными Штатами тайно или даже путем военной интервенции. Этих "ястребов" поддерживает правительство партии "Ликуд" в Израиле, призывавшее Америку напасть на Иран еще прежде, чем началась война с Ираком.
Союзные оккупационные власти в Ираке возрождают к жизни одно из подразделений иракской разведки "Мухабарат" (Mukhabarat) Саддама Хусейна (Saddam Hussein), которое при его правлении работало против Ирана в тесном сотрудничестве с МЕК. Во время ирано-иракской войны группировка МЕК получила от саддамовского режима базы, танки и другое тяжелое вооружение, которое она использовала для налетов на Иран, а также для помощи г-ну Саддаму в подавлении волнений, особенно после войны в Персидском заливе 1991 года.
В этом году Соединенные Штаты сначала бомбили базы МЕК, но затем заключили перемирие, по условиям которого этой группировке разрешено оставить у себя большую часть вооружения и несмотря на то, что она числится в перечне террористических организаций Государственного департамента США, а также, вопреки требованиям Ирана о ее полном роспуске, продолжать радиопередачи на Иран.
Хотя МЕК, надо думать, имеет разведывательные источники в Иране (именно она в этом году предупредила Вашингтон о существовании в Иране второго, тайного, ядерного объекта), большинство специалистов заявляют, что она не пользуется никакой поддержкой среди иранского населения. "Трудно себе представить, как они могут быть полезным политическим средством для США в Иране, - заметил недавно один официальный представитель администрации Буша. - МЕК - как раз тот общий враг, против которого, скорее всего, объединятся как реформисты, так и консерваторы - и даже студенты".
Известные аналитики заявляют, что сделка с Ираном о выдаче террористов подтвердит, что Соединенные Штаты, в самом деле, считают своим главным приоритетом ликвидацию "Аль-Каиды". Те же аналитики доказывают, что роспуск МЕК продемонстрирует, что Вашингтон не одобряет двойных стандартов в подходе к разным террористических группировкам в зависимости от их полезности. Однако Пентагон якобы выступает против активных действий по прекращению деятельности МЕК. Представляется, что некоторые специалисты все еще питают надежды, что МЕК послужит какой-нибудь цели.