Только что сочетавшаяся браком пара взволнована. Невеста в своем длинном до пят белом подвенечном платье с серьезным лицом склонятся перед обелиском на Площади Республики, возвышающимся в Алма-Ате, что на юге Казахстана. Она кладет свою ладонь на высеченную из камня книгу, точно в сделанный оттиск ладони казахского президента Нурсултана Назарбаева. Это должно принести счастье.
Сцена свидетельствует о культе личности, который поощряется президентом среднеазиатской страны. Этот 63-летний человек является главой государства с 1990 года. В бытность Советского Союза руководитель казахской КП всегда демонстрировал умение усиливать свои властные позиции. С той поры он обеспечил себе почти неограниченные полномочия. Новая конституция 1995 года вернула страну от парламентской демократии к системе президентской власти. Выборы 1999 года превратили Назарбаева практически в пожизненного президента, а с помощью «Партии Отечество» он создал для себя властный инструмент, тесно связанный с государственным аппаратом.
И вот теперь правительство в Астане готовится к выборам в регионах и в нижнюю палату. Оно планирует внести некоторые изменения в законодательство, в том числе принять новый закон о выборах. Наблюдатели считают решающими, прежде всего, выборы в нижнюю палату, намеченные на следующий год. Тогда станет ясно, идет ли государство по пути развития открытого демократического общества, говорят они.
Однако правительство не далее как в 2002 году существенно ослабило оппозицию, приняв новый закон о партиях. С того момента партии должны иметь не менее 50 000 членов и к этому - не менее 700 членов в каждом из своих отделений в 14 округах. Для небольших партий это практически непреодолимый барьер. Количество партий сократилось в течение одного года с 19 до 7. Оппозиция подвергается также запугиваниям. Буквально в мае об испытываемом давлении сообщала партия "Ak Zhol", колеблющаяся между оппозиционностью и приспособленчеством. Сообщалось, что неизвестные лица удерживали у себя в течение нескольких часов ее пресс-секретаря.
Опасаются препятствий в своей работе также неправительственные организации (НПО) в связи с планируемым принятием закона, который должен регламентировать их деятельность. Согласно планам правительства, НПО не могут заниматься политической деятельностью, а правительство должно в будущем получать от них информацию о своих инициативах. Более сложным должно стать оказание помощи НПО со стороны зарубежных спонсоров. Тем самым, казахское правительство, очевидно, собирается, прежде всего, затруднить наблюдение за выборами со стороны независимых наблюдателей. Не без оснований. Во время выборов верхней палаты парламента в 1999 году ОБСЕ подвергла критике нарушения при подсчете голосов. Планируется ввести ограничения также и для прессы, и без того страдающей от излишней регламентации своей деятельности. В частности, предполагается полностью исключить возобновление работы однажды запрещенных газет.
По оценкам ЕС, положение дел с правами человека в Казахстане еще далеко от европейских стандартов. Тем не менее, он подчеркивает, что ситуация там лучше, чем в соседних странах. Систематических нарушений прав человека в Казахстане не наблюдается, делает вывод Европейский союз.
Действительно, заметен хоть какой-то прогресс. Так, правительство стремится к тому, чтобы сделать более гуманными как практику приведения в исполнение наказаний, так и сами наказания. Введены новые наказания в виде социальных работ и денежных штрафов. После этого в стране, насчитывающей 15 миллионов жителей, количество заключенных уменьшилось с 66 000 до 58 000. Должны появиться суды присяжных. С немецкой поддержкой разрабатываются законы, проходят подготовку судьи. К тому же правительство в Астане планирует расширить перечень нарушений законов, подсудных административным судам. Оно собирается также выполнить требование ЕС об отмене смертной казни. На 2004 год планируется введение моратория. В 2002 году было приведено в исполнение 40 смертных приговоров.
Впрочем, самую большую проблему, связанную с коррупцией, правительство берет под контроль лишь с трудом. Взяточничество поразило все области, начиная от правительства и кончая местными администрациями, от суда и до полиции и таможни. Согласно рейтингу, публикуемому организацией "Transparency International", Казахстан занимает 88-е место. «Но Казахстан находится на верном пути, - говорит один из наблюдателей. - Путь этот, правда, пока тернистый».