13 августа 2003 года. Российская политика почти настолько же непонятна россиянам, как и аутсайдерам. А поэтому не удивительно, что никто точно не знает, не стоит ли за внезапным "наездом" на гигантскую нефтяную компанию "ЮКОС" лично президент Владимир Путин, и почему в действительности все это происходит. Ясно лишь, что кремлевская тактика силовых методов имеет мало общего с борьбой против экономических преступлений и очень много - с властью и предстоящими выборами в России. Это дело, кроме того, мало способствует развитию слабой российской демократии.
А пока что один из крупных акционеров "ЮКОСа" находится в тюрьме по обвинению в мошеннической схеме приватизации; налоговая документация "ЮКОС" изъята, а олигархического босса компании Михаила Ходорковского вызывали на допрос. Вопрос не в конкретно предъявленных обвинениях - ни один крупный российский бизнесмен или политик не добился того, что сегодня имеет, сохранив чистоту рук. "ЮКОС", фактически, стоит на переднем крае усилий российских компаний перенять западный стиль менеджмента и отчетности.
Однако при г-не Путине было заключено молчаливое соглашение не особенно оглядываться на коррумпированный и кровавый путь, которым было приватизировано достояние Советского Союза, пока все соглашаются соблюдать определенные правила игры. А потому пошли слухи, что нападки на г-на Ходорковского и других менеджеров вызваны тем, что они начали слишком активно использовать свои неисчислимые богатства для поддержки оппозиционных партий, как левых, так и правых, соперничающих с проправительственными силами на назначенных на декабрь выборах в Государственную Думу РФ.
Два прежних плутократа, которые влезли в политику, Борис Березовский и Владимир Гусинский, сегодня находятся в ссылке. Более того, кампании против "ЮКОСа" предшествовало закрытие последней в России крупной независимой телевизионной станции.
Сам г-н Путин остается на удивление безмолвным в связи с делом "ЮКОСа", что заставляет думать о том, что все происходящее, быть может, является вендеттой людей, которых он полностью не контролирует, возможно, из числа влиятельного контингента чиновников, которых он привел с собой из КГБ и из Санкт-Петербурга, или же из числа остатков клики Бориса Ельцина.
Мы здесь не питаем иллюзий в отношении г-на Ходорковского. Это жесткий, эффективный боец в драке за деньги и власть в России. Но г-ну Путину бесполезно делать вид, что своими нападками на "ЮКОС" или на средства массовой информации он борется с коррупцией или пытается восстановить справедливость. Все, что он в действительности делает, так это подрывает демократию, ограничивая поток информации и злоупотребляя законом с целью запугивания своих политических оппонентов.
Следует заметить, что сам по себе факт, что борьба за голоса избирателей является столь злобной, отражает, в какой степени выборы превратились в центральную часть российского политического процесса. Г-н Путин, или кто там еще, кто стоит за нападками, быть может, преуспеет в том, чтобы нагнать страху на некоторых своих конкурентов, и может даже набрать несколько очков у общественности, которой нравится видеть, как унижают олигархов. Но в не таком уж и далеком будущем именно г-н Путин окажется проигравшим больше всех, потому что любые препятствия на извилистом пути поисков демократии в России только лишь подрывают стабильность и законность, которые он пытается создать.