Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Азербайджан: Династия, вышедшая из КГБ

Азербайджан войдет в историю

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
То, что в эти дни происходит в Баку, является, пожалуй, единственным в своем роде явлением в истории бывших советских стран. До сих пор пока нигде, кроме Северной Кореи, не устанавливалась династия, наследующая политическую власть. То, что Маркс писал в своей работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» о государственном перевороте декабря 1851 года, можно отнести к ситуации, сложившейся в богатой нефтью стране на Каспийском море

Бывшая советская республика Азербайджан, похоже, войдет в историю. Во всех азиатских государствах-правопреемниках бывшего Советского Союза бразды правления прочно держат в руках бывшие руководители партии и правительства советских времен. Характерными для этих государств являются культ личности и всяческое подавление оппозиционных поползновений.

Всему этому не мешают ни американские военные стратеги, ни политическое руководство стран ЕС, которое по причинам экономического и геополитического характера обхаживает местных власть имущих. Но то, что в эти дни происходит в Баку, является, пожалуй, единственным в своем роде явлением в истории бывших советских стран. До сих пор пока нигде, кроме Северной Кореи, не устанавливалась династия, наследующая политическую власть.

То, что Маркс (Marx) писал в своей работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» о государственном перевороте декабря 1851 года, можно отнести к ситуации, сложившейся в богатой нефтью стране на Каспийском море: «Люди делают свою собственную историю, но они ее делают не по собственной воле, не в условиях, определяемых ими самими, а в условиях непосредственно заданных и сложившихся ранее».

В частности неизвестно, в какой из клиник находится тяжело больной президент Гейдар Алиев. Но «наследование трона» уже организовано: главой правительства избран сын Алиева Ильхам. В случае смерти отца или его неспособности выполнять свои обязанности Ильхам, так сказать, автоматически становится президентом.

С завидной откровенностью 41-летний сын на последнем съезде так называемой «Новой азербайджанской партии» сказал: «Мы будем всегда оставаться у власти». А недавно он добавил: «Мы не допустим, чтобы к власти снова пришли торговцы фруктами, не имеющие образования». Эта страна, равная примерно по площади Австрии, насчитывающая восемь миллионов жителей и имеющая громадные запасы нефти уже в течение десятилетия находится в твердых руках Алиевых. Она считается одним из самых коррумпированных государств мира.

Западные комментаторы, упрекающие сына Алиева в том, что тому не достает харизмы и способностей добиваться своего, характерных для ныне 80-летнего отца, судя по всему, мало знают о роли этой заметной личности в советские времена. Алиев начал службу в органах советского КГБ в девятнадцать лет, в 60-х годах он стал главой КГБ республики, а затем, в течение 16 лет, был в республике всемогущим главой партии. В 1976 году воспитанник Брежнева вырос до члена Политбюро; он всегда источал чрезмерные похвалы в адрес Брежнева, подарил ему бриллиантовое кольцо и спас ситуацию, когда престарелый глава партии собирался зачитать во время выступления не тот текст.

Затем он умело договаривался с преемниками Брежнева и в качестве первого заместителя главы правительства был ключевой фигурой, немного уступавшей по значимости в Политбюро Горбачеву. В 1987 году этот типичный представитель советской эпохи, для которой была характерна коррупция, был «по состоянию здоровья» лишен власти в Москве, но вскоре, в 1993 году, он возвратил себе власть и стал президентом Азербайджана.

Ценой за восхваляемую относительную политическую стабильность было и остается подавление средств массовой информации и запугивание оппозиции. То, что на смену безжалостному офицеру КГБ приходит теперь его сын, известный как плейбой, и то, как это происходит, должно вызвать сомнения у руководства международных нефтяных компаний и у американских военных.

Но для многострадального народа повторение «трагедии» в виде «фарса», что порицается в упоминавшейся работе Маркса, быть может, откроет более широкое поле для приложения своих сил и способностей.