Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кто правит в России: политика или олигархия? - Часть 2

Противостояние между ними это нечто большее, чем грозовой предвестник предвыборной кампании. Это проявление формулы корпоративного господства

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новый концерн «ЮКОССибнефть» представляет собой новое, неведомое в России средоточие экономической мощи, которое может превратиться в противовес правительству и президенту. И Ходорковский это, видимо, понимает. Причиной обвинений в его адрес и адрес концерна, является, по его словам, независимость предприятия и его возможности преследовать свои собственные интересы, отличные от интересов кремлевской администрации. И тут Ходорковский говорит о том, чего боится администрация Кремля

Часть вторая

Интернационализация крупного российского капитала

Экономическая власть «ЮКОСа» и Ходорковского, как и у всех нынешних олигархических группировок, своим происхождением обязана годам дикой приватизации во времена Ельцина. В руки олигархии, которая тогда еще выступала под безобидным названием «новые русские», попало громадное состояние. И, наоборот, государство осталось ни с чем. Фактически до 1998 года за бесценок были «приватизированы» самые прибыльные отрасли бывшей советской государственной экономики.

Во время финансового кризиса августа 1998 года спекулятивные махинации финансово-промышленных групп лопнули, как большой мыльный пузырь. Исчезло большинство олигархов первого часа. Но те, кому удалось своевременно и надежно разместить свое состояние, реструктурировали его и сосредоточили свое внимание на энергетическом, сырьевом и металлургическом секторах.

С 1999 года в России появился новое поколение предпринимателей, которые начали вводить международные стандарты «корпоративной культуры» в российскую культуру предпринимательства. «ЮКОС» и Ходорковский играли в этом процессе, безусловно, роль первопроходцев. Это развитие было обусловлено главным образом экономическими факторами. Поскольку российский внутренний рынок по-прежнему находился в состоянии стагнации, то концерны, прежде всего, из энергетического, сырьевого и металлургического секторов, начали искать выходы на мировой рынок.

Для этого необходима была реструктуризация, которая, начиная с 1999 года, была проведена почти во всех нефтяных концернах. Начался процесс концентрации, который радикально изменил политическо-экономический ландшафт России. Появились крупные концерны, все более приобретавшие транснациональный характер, и вот теперь они оказались на пороге нового качественного скачка.

Дело в том, что в некоторых секторах этап транснационализации концернов идет к завершению. Некоторые концерны, такие, как «ЮКОС», «Интеррос», «Аэрофлот», «СибАл», «Сибаэро» и «Лукойл», даже полугосударственный концерн «Газпром», находятся на пороге перехода в высшую «международную лигу».

Из этой трансформации результируются противоречия и конфликты интересов с государством и его неэффективной, консервативной бюрократией. Она не отвечает требованиям этих динамично развивающихся отраслей, да и государства, которое думает о том, чтобы быстро покончить с экономической отсталостью и занять место в десятке самых развитых стран мира.

Крупные российские концерны являются мотором этого процесса. Интернационализация крупного российского капитала, с чем государство в прошлом всегда боролось, устранила ограничения, связанные с доступом прямых иностранных инвестиций в отрасли, которые до этого в той или иной степени были для них закрыты.

Иными словами, процесс интернационализации крупного российского капитала является результатом успешной реструктуризации отраслей, с которыми он связан. Интернационализация капитала в той же мере ускоряет этот процесс. В данном контексте следует рассматривать и недавнее слияние нефтяных концернов «ЮКОС» и «Сибнефть».

Новый концерн «ЮКОССибнефть» представляет собой новое, неведомое в России средоточие экономической мощи, которое может превратиться в противовес правительству и президенту. И Ходорковский это, видимо, понимает. Причиной обвинений в его адрес и адрес концерна, является, по его словам, независимость предприятия и его возможности преследовать свои собственные интересы, отличные от интересов кремлевской администрации. И тут Ходорковский говорит о том, чего боится администрация Кремля.

Дело в том, что до начала 2002 года казалось, что приручение олигархии в целом удалось и завершилось. Казалось, что реформированный Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) прекрасно функционирует в качестве лоббиста российской экономики. Он все больше входил в роль посредника и действительно отвечал своему названию, будучи по отношению к правительству и президентской администрации критически настроенным посредническим и лоббистским органом. Так, сразу после своего реформирования, в январе 2002 года, Союз выступил с протестами в связи с нападками прокуратуры на концерн «Сибур» в ситуации, подобной с нынешним положением Ходорковского и «ЮКОСа».

Но РСПП не ограничивается только представительством экономических интересов, но и занимает также позицию по политическим вопросам. Он выступает фактически в роли «сената олигархии», в качестве посредника между политикой и экономическими интересами в условиях корпоративно структурированного общественного порядка. РССП в качестве интегрирующего структурного элемента располагает относительно большой степенью автономии и свободы выступать с критических позиций, которые базируются на манданте представлять олигархические интересы по отношению к другому полюсу корпоративной власти, а именно, по отношению к бюрократии.

И если требуется еще какое-то доказательство существования корпоративного структурирования Российской Федерации, то этот конфликт свидетельствует об этом со всей очевидностью.

С РСПП как представительным органом олигархии считаются как с партнером по переговорам все группирующиеся властные силы вокруг Кремля и внутри него. Партии и парламент в этом конфликте центральной роли не играют, как не играют они ее и в качестве общественных посреднических инстанций. Как и другие общественные организации, включая средства массовой информации, партии, в первую очередь, выступают в качестве посредника интересов и, таким образом, в конечном счете, в качестве усиления или в качестве инструмента легитимизации той или иной конфликтующей стороны.

Удивительно, насколько быстро РСПП удалось создать столь широкий альянс, не приемлющий действия Кремля. Одно лишь это обстоятельство говорит о том, насколько поверхностным оказалось представление о приручении олигархии, оно свидетельствует о том, что ей удалось сохранить высокую степень автономии по отношению к Кремлю.

Критика и требования РСПП пока еще обращены не против президента, а против отдельных силовых групп, («силовиков»), то есть, против силовых министерств. Царю/президенту оставлена открытой спасительная задняя дверь. Соответственно ждут и верят в слово президента, которое разрешит ситуацию. И до тех пор, пока все участвуют в этой игре и сохраняют хорошую мину, ущерб остается незначительным.

Но эта система бюрократическо-олигархической компенсации интересов, могла гладко работать лишь до той поры, пока ей не мешали извне. Этот этап вместе с интернационализацией крупных российских концернов теперь позади. Их экономическая мощь и их стратегические планы международного характера приводят к конфликтам с бюрократией. Концерны постепенно выскальзывают из-под контроля бюрократии. Но это означает, что формула корпоративного властвования, которая считалась непоколебимой со времени правления Ельцина, и которая, казалось, нашла свое подтверждение сразу после прихода Путина к власти в 2000 году, больше не отвечает реалиям. Ее необходимо переписать и адаптировать к новым общественным и экономическим условиям. Это будет сделано с использованием административно-репрессивных мер. В этом и заключается суть нынешнего конфликта.

И кто, как не крупнейший российский концерн, взявший на вооружение международные стандарты и использующий их в своей собственной стратегии концентрации, и кто, как не его руководитель со своими собственными представлениями о современной, стабильной и признанной международным сообществом России, может оказаться на прицеле? Ни один другой руководитель из сферы экономики не занимает столь видное общественное положение, как Ходорковский. Ходорковский присутствует не только в российской внутренней политике. Он сумел занять выгодные позиции и на международной арене, создавая себе имидж успешного, ориентирующегося на западные нормы предпринимателя.

Неизвестно по каким причинам, но уже в начале 2003 года Ходорковский встал на путь оппозиции к Кремлю. Он последовательно использовал РСПП как форум, работающий в интересах российской бизнес-элиты, для демонстрации своей позиции, направленной против правительства и президента. Открытая критика и финансовая поддержка оппозиционных партий заставили ситуацию сдвинуться с мертвой точки. Сыграло роль также то, что Ходорковский и «ЮКОС» имели существенное влияние на региональные элиты и в случае необходимости могли настроить их против Кремля.

Конфликт уже давно перерос в политический кризис. Дальнейшая его эскалация может вызвать системный кризис, который сведет на нет все достижения прошлых лет в части стабилизации ситуации. И, действительно, в конфликте между администрацией президента и Ходорковским речь идет, в первую очередь, о власти в государстве и о перспективах будущего общественно-политического развития. Но, в конечном счете, на карту поставлено также политическое будущее президента, который ко второму президентскому сроку не достигнет еще и возраста, в котором в Китае обычно назначают на пост премьер-министра.

Это переплетение объективных и субъективных факторов искажает картину и усложняет анализ борьбы за власть между Ходорковским и нынешним российским президентом.

продолжение следует